30.06.2015

Пещерный город Чуфут-Кале

Крутые склоны плато, на котором находится пещерный город Чуфут-Кале выглядят неприступными. И только с востока сюда ведет тоненькая тропинка. Несколько домов, которые здесь сохранились, снизу похожи на гнезда диковинных птиц, поселившихся на плоской вершине.

Пещерный город находится на плато горного хребта, который доминирует над тремя глубокими долинами. Средневековый город-крепость находится на расстоянии примерно 2.5 км от Бахчисарая.

Мимо Свято-Успенского монастыря (в святом источнике которого наберите воды — ведь на плато ее нет) от перекрестка четырех долин туристическая тропа ведет нас к древнему некрополю, который напрочь зарос кизилом и дикой лещиной.

Общая площадь городища Чуфут-Кале составляет 46 га, из них на городскую застройку приходилось 10 га. Даже сегодня, когда от застройки старинного города почти ничего не осталось, на территории Чуфут-Кале хорошо прослеживается уличное планирование, городские кварталы, крепостные сооружения.


Каменный город был оставлен последними жителями более века назад.

История Чуфут-Кале

По мнению исследователей, Чуфут-Кале был построен приблизительно в V — VI веках, как укрепленное поселение на границе византийских владений. Археологические исследования доказывают, что уже в VI в. здесь были поселения аланов, занимавшихся скотоводством. Чуть позже на горном плато возникло укрепление. Хозяйственные пещеры, вырубленные в теле горы, хорошо сохранились до наших дней, в отличие от деревянных жилых надстроек. Из 16 пещерных городов Крыма Чуфут-Кале оставался населенным дольше остальных.

Главные события в истории пещерного городища разворачивались во времена борьбы за власть между крымскими и золотоордынскими ханами.

В 1299 году он был взят штурмом и разграблен войском эмира Ногая.

Местные правители пытались завоевать независимость от правящей верхушки Золотой Орды. В те времена мощный укрепленный город, ставший татарской крепостью, назывался Кырк-Ер.

В XIII-XIV веках, Чуфут-Кале был центром небольшого княжества, и вассалом Крымского ханства Золотой Орды.

Здесь расположил свою ставку претендент на трон самостоятельного Крымского ханства Хаджи-Девлет-Гирей, родоначальник знаменитой династии Гиреев. Эта династия правила Крымом более трех веков.

В это время на политической арене появляется женская фигура. Джаныке-ханым была дочерью хана Тохтамыша (который сжег в 1382 году Москву).

История сохранила память о ней как о мудрой правительнице, наследнице Чингизидов, совершившей хадж в Мекку. Она предоставила мятежному хану убежище в своем родовом замке Кырк-Ор. Поддержка Джанике-ханым позволила Хаджи-Гирею противостоять крымским эмирам.

К сожалению, вскоре Джанике-Ханым умерла и хану пришлось искать защиту у литовских князей (известно, что юные годы будущий хан провел при дворе князя Витовта). В конце концов, с их помощью, Хаджи-Гирей стал хозяином Крымского ханства. А Кырк-Ор полвека оставался столицей этого государства.

Национальный состав населения города был в это время довольно разноплановым: татары — воины, армяне — строители, караимы — ремесленники и торговцы. Каждая этническая группа имела свои районы и свои храмы.

Мусульманская мечеть находилась на главной площади, рядом с мавзолеем Джанике-ханым. Православные армяне молились в своем квартале, караимы — диссиденты иудейской веры, которые не признавали Талмуд, читали ветхозаветную Библию в своих молитвенных домах — кенасы.

В XIV веке в городе стали селиться караимы.

Татары поселили караимов за восточной стеной крепости, где те построили еще одно укрепление. Поэтому городище иногда называют Двойной крепостью (Чуфут-Кале).

В некоторых источниках Чуфут-Кале именуют также «Крепостью драгоценностей». Турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби писал в «Книге путешествий», что стены и ворота города были украшены драгоценными камнями.

После того, как татары оставили крепость и поселились в Бахчисарае, в городе остались караимы. Кырк-Ор стали называть Чуфут-Кале (Иудейская крепость).

На территории Чуфут-Кале была организована первая типография в Крыму в 1731 году. Книги были напечатаны на иврите и караимских языках и были в основном религиозного содержания.

После вхождения Крыма в состав России ограничения на проживание караимов и крымчаков были отменены, и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию (последние жители покинули Чуфут-Кале в 1852 году). К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. Город опустел...

Что посмотреть в Чуфут-Кале

В западной части городища сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки. Также хорошо сохранились две кенассы (караимских храма) и одна жилая усадьба, состоящая из двух домов. Кенассы сейчас реставрируются караимской общиной, а в жилой усадьбе расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов.



На восточной стороне пещерного города имеется 128-метровая оборонительная стена с башнями и воротами.

Кроме многочисленных пещер, имевших хозяйственное назначение, здесь сохранился жилой дом. Он принадлежал Аврааму Фирковичу – караимскому ученому и коллекционеру, который всю жизнь собирал материалы по истории караимов.

Лучше начать знакомство с городом с восточных ворот. Там виден большой бассейн, высеченный в скале справа от ворот перед крепостной стеной. Его люди использовали для сбора дождевой воды для питьевых и бытовых нужд животноводства.

На южной стене имеются высокие скалы с боевыми пещерами нарезанные в четыре яруса и связанные между собой. Эти пещеры в более поздние времена использовались для бытовых целей.



При очистке территории, прилегающей с востока к входу в галерею в Чуфут-Кале, там был найден клад в кухонных керамических горшках на глубине 40 см от поверхности. По предварительной экспертизе, там находились:

— Венецианские золотые монеты — 29 штук (1425—1430 гг.)

— Золотой динар египетских султанов — 1 шт (1425—1430 гг.)

— Серебряные монеты — 4259 штук (XIV-XV)

— Монеты Генуэзской Крымском гравировка города Кафы

— Гравировка монеты «Хан» (хан Золотой Орды назван узбекский)

— Дирхемы

— Монеты Крымского ханства с гравировкой города Кирк-Ер.

Это самый богатый клад таких монет, найденных на Крымском полуострове, а также в Восточной Европе и в мире. Клад был передан в исторический музей Симферополя.

  1. Мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша.
  2. Северный склон плато.
  3. Кенасская улица.
  4. Средняя улица.
  5. Бурунчакская улица.
  6. Комплекс хозяйственных пещер. Во время нападения они выполняли оборонительную функцию.
  7. Малые Южные ворота Кучук-Капу.
  8. Остатки ханского дворца, мечети и монетного двора.
  9. Малая и Большая кенассы — молитвенные дома караимов.
  10. Южный склон плато.
  11. Ворота средней оборонительной стены — Орта-Капу.
  12. Усадьба Соломона Бейма (Ча-Борю).
  13. Богатая усадьба с хозяйственными пещерами Чауш-Кобасы («пещера начальника»).
  14. Остатки бани.
  15. Большие (Восточные) ворота — Биюк-Капу.
  16. Двойной ров. По внешнему рву, дорога ведет в долину Ашлама-Дере.
  17. Дорога к кладбищу в Иосафатовой долине.
  18. Остатки фундаментов дворца, построенного в 1897 г. для приема членов императорской фамилии.
  19. Жилая усадьба XIX в., принадлежавшая караимскому историку А. Фирковичу.
  20. Вход в пещеру, соединенную с потайным колодцем.

Я рассказала вам о дворце крымских ханов в Бахчисарае и о той истории любви, которая там произошла и которая настолько потрясла «нашего всё» Пушкина, что он написал о ней свою поэму — «Бахчисарайский фонтан».

Но славный город Бахчисарай может удивить вас ещё одним интересным местом. Это пещерный город Чуфут-Кале. До него от ханского дворца можно (и нужно) дойти пешком. Вот как мы это сделали.

Пещерный город Чуфут-Кале.

Выйдя из Ханского дворца, мы пешком отправляемся к следующим достопримечательностям Бахчисарая. Вблизи города также расположены Свято-Успенский мужской монастырь и средневековая крепость Чуфут-Кале .

По пути пытаюсь успевать делать фото, чтобы хоть немного проникнуться атмосферой места. В этом минус организованных экскурсий — ты не можешь «зависнуть» в каком-то понравившемся тебе месте, рассмотреть всё повнимательнее.

Так, я буквально на пару минут забегаю в сувенирную лавку, но не успеваю рассмотреть даже половину товаров. Только пару кадров сделать:


И всё равно умудрилась отстать от гида. Муж вытаскивает меня на улицу из сувенирной лавки, и мы догоняем группу бегом. В общем-то, можно было особо не торопиться. Если уж вы оказались в ханском дворце, то дальше вряд ли заблудитесь. В том направлении — к Чуфут-Кале — идет много народа. Дело в том, что на пути к Чуфут-Кале есть еще одно важное место, это Свято-Успенский пещерный монастыр ь.


Монастырь мы оставляем на обратный путь. Потому что на небе сгущаются тучи, и начал моросить мелкий дождик. Поэтому мы стремимся как можно скорее попасть на Чуфут-Кале, пока погода совсем не испортилась.

Миновав монастырские владения, мы продолжаем идти под моросящим дождём в гору. Асфальтированная дорожка заканчивается, и дальше дорога превращается в каменистую тропу.


А потому мой вам дружеский совет, граждане и особенно гражданки — одевайте не просто удобную, а хорошо сидящую на ноге обувь . Никаких сланцев — отобьёте себе пальцы о камни! Никаких каблуков или платформ, иначе вывихи лодыжек вам гарантированы. Только кроссовки и иже с ними.

По обеим сторонам тропы ютятся вездесущие палатки с сувенирами. Но лучше смотрите себе под ноги…Идти по такой тропе, по моим ощущениям не больше километра.

После этого мы попадаем на открытое плато:


И здесь уже просматриваются очертания пещерного города. Поэтому любопытство заставляет нас шагать бодрее. А дождь между тем всё усиливается. И некоторые дамы из нашей группы, не вынеся тягот каменистой тропы, поворачивают назад — обувь у них явно не подходила для такой прогулки…

А мы уже приближаемся к Южным воротам, за которыми таится целый мир подземных и наземных сооружений… Когда-то вражеские воины, попадая на узкий пятачок перед воротами, оказывались как на ладони для защитников крепости и попадали под их прицельный огонь… Но это когда то давно, а сейчас за воротами стоит касса и можно войти в Чуфут-Кале совершенно спокойно, купив билет за 200 руб.


История города.

Не буду утомлять вас подробным пересказом многовековой истории Чуфут-кале, друзья. Но всё-таки несколько слов том, как возник этот город и какие события происходили в нём, сказать стоит. Потому что без этого непонятно будет, что за место и почему в него стремятся попасть многие туристы.

Одни считают, что город возник в V-VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. По мнению других, укрепленное поселение возникло здесь в X–XI вв. В любом случае, несмотря на свой древний возраст, этот пещерный город — самый хорошо сохранившийся из всех подобных городов в Крыму.

Самые ранние письменные источники, которые сообщают о нём, датируются только XIII–XVII веками. В это время укрепление носит тюркское имя и называется Кырк-Йер («земля рода кырков» , тюрк.), или Кырк-Ор («сорок укреплений» , тюрк.), или, не исключено, Кырк-Ер («сорок расселин» , тюрк.). Караимы, считающие Чуфут-Кале своим родовым гнездом, находят наиболее правильным название Джуфт-Кале («двойная крепость» , тюрк.; варианты: Чуфт-Кале, Чифт-Кале ). Однако на картах и в книгах в большинстве случаев зафиксирован искаженный по написанию и смыслу, фактически ошибочный вариант топонима - Чуфут-Кале («иудейская крепость» , тюрк.)

На раннем этапе существования города основное его население составляли аланы - самое могущественное из позднесарматских племен иранского происхождения. Они стали проникать в Крым со II в. н. э. Обосновавшись в горном Крыму, аланы приняли христианство. В 1299 г. татарская орда эмира Ногая совершила очередной набег на Крымский полуостров. Среди прочих ограбленных городов значился и Кырк-Ор. Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон. На рубеже XIV–XV вв. впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремеслеников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Так возникла новая часть города.


Первый крымский хан Хаджи-Гирей , по достоинству оценив крепость, в XV в. превратил старую часть города в свою укрепленную резиденцию. Она и позднее укрывала ханов во время междоусобиц, была надежным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой за самостоятельность. После разгрома Золотой Орды Крымское ханство заметно усилилось, и значение Кырк-Ора как крепости упало, крымский хан Менгли-Гирей переселился в новую столицу - Бахчисарай. Старый город оставался своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников.

После ухода татар караимы жили здесь еще более 200 лет. Приняв иудейскую религию, караимы были последователями древнееврейской ветхозаветной Библии. Со временем слово «караим» стало этнонимом - названием народности.

После завоевания Крыма и включения его в состав России караимы объявили себя ее приверженцами. Царское правительство разрешило караимам жить на всей территории империи. С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали плато с его суровыми условиями жизни и переселялись в Бахчисарай, Евпаторию и другие города. Так что к середине XIX в. город опустел окончательно.

Однако на Чуфут-Кале до сих пор сохранились архитектурные памятники, отражающие различные этапы истории этого города.

И под усиливающимся дождём мы отправились их осматривать. Первым делом нашему осмотру подверглись пещеры (всё -таки это же пещерный город!). Почувствовать себя пещерными людьми желали все. Выглядело это как-то так:



Однокомнатная пещера-«малосемейка», видимо:


Увлекательно лазать по пещерам, доложу я вам. Но стоит вылезти из первых пещер и отправиться дальше, вверх по мощёной булыжниками улице — там тоже есть что посмотреть…

На самом деле тут сохранились и вполне цивилизованные постройки.

Одни из таких построек — это кенассы. Кенасса это караимский молельный дом, т.е. церковь по нашему. Вот так она выглядит.


Заходим во дворик:


Далее на нашем пути нам встречаются руины мечети . Крым за свою историю множество раз уходил из под влияния одних народов и попадал под влияние других. Поэтому на одном и том же клочке земли можно увидеть следы разных цивилизаций и культур. От мечети остались кусочки стен и места где были колонны.


В это время дождь полил как из ведра, и лучшее, что смогла для нашей группы придумать тетёнька-гид, это укрыться под сводами мавзолея-усыпальницы. Чтобы переждать дождь и узнать историю великой женщины, которая и была похоронена в этой усыпальнице .

История Джаныке-ханым, крымской Жанны Д’Арк


Мавзолей Джаныке-ханым (а на фото именно он) — это монументальное восьмигранное сооружение с высоким порталом. В глубине мавзолея, на ступенчатом возвышении — гробница с арабской вязью: «Это гробница знаменитой государыни Ненекеджан-ханым, дочери Тохтамыш-Хана, скончавшейся месяца рамазана 841 Хизры» (1437-38 г.). По принятой легенде Джаныке-ханым была начальницей тысячного гарнизона пещерного города и погибла, защищая город во время осады. На месте смерти дочери Тохтамыш-Хан воздвиг мавзолей.

Есть и реальная история этой женщины . В ней меньше патетики и лирики, но из неё больше понятно, чем эта женщина заслужила уважение к себе. И эта история такова.

Владелец Кырк-Ора, хан Киркельский Хаджибек, будучи вассалом Золотой орды, выдал свою дочку Тогайбек за золотоордынского хана Тохтамыша. Она стала его третьей женой, и от этого брака родилась Джаныке (Наныкеджан). Около 1397 г. Тохтамыш-Хан выдал юную дочь за эмира Белой Орды, основателя Ногайской Орды, Едыгея . Ему прочили большое будущее. Но Едыгей, надежда и опора Тохтамыша, предал любящего тестя, перейдя на сторону бывшего покровителя тестя, Тимура. В припадке ярости Тохтамыш убил не менее любимую Тогайбек, мать Джаныке.

Повзрослевшая Джаныке совершила в 1416 г. с пышной свитой паломничество в Мекку и стала известной персоной в мусульманском мире (да, ничего не меняется, друзья, под Луною: «засветись» вовремя в культовом месте — и ты звезда, как говорится). В 1420 г. сын Тохтамыша и любимый брат Джаныке, Кады-Берды-Хан повёл войска через Итиль (Волгу) на Едыгея. Бой состоялся на р. Яик. Оба полководца не вернулись с поля боя.

Джаныке-ханым остаётся старшей в роду Тохтамыша, тем самым, возымев самостоятельность и политический вес, как сейчас сказали бы. Но она не стала бороться за власть в Орде, а, будучи правительницей Кырк-Ора, применила своё политическое влияние на то, чтобы Крымский улус Золотой Орды стал независимым государством. Не претендуя на власть, она дальновидно поддержала Хаджи- Гирея, ставшего основателем Крымского Ханства, родоначальником династии Гиреев, который и перенёс резиденцию из Солхата в Кырк-Ор. Здесь в столице новосозданного Крымского Ханства и скончалась Джаныке-Ханум в возрасте пятидесяти с лишним лет в 1437 г. Она была погребена с почестями великой государыни.

Вот эту историю мы и услышали в тишине сводов её мавзолея. Но наша туристическая группа никак не потревожила покой этой дамы: произведенными в 1940 году расчистками и вскрытием склепа установлено, что усыпальница не раз была разорена, поэтому захоронения в ней не обнаружено.

Вот тебе и роль личности в истории. И роль мусульманской жены в истории целого города. Так что, есть женщины в любых селениях…

А дождь меж тем стих. И мы отправились дальше исследовать Чуфут-Кале. Благо дорога, которая вела дальше, позволяла это сделать — над проезжей частью, по которой нёсся мутный поток, возвышался нормальный такой тротуар! Берите пример, мэры современных городов!


Вскоре перед нами нарисовалась арка. Это арка располагается в средней оборонительной стене.


Стена делит город на старый и новый. Ну понятно. что все это условно.

Справа опять видно какое то, хорошо сохранившееся строение. Это усадьба Фирковича. Товарищ Авраам Фиркович был известным караимским историком и археологом.


Фиркович жил тут до середины 19 века, ну а после него тут жил смотритель Чуфут-Кале.

Можно заглянуть за стену и там открывается вот такой замечательный вид.


Ну, а настоящим сюрпризом этого дня стала для нас музыкальная пауза в одном из каменных подземелий:


Туда мы спустились всей группой, влекомые звуками нежной музыки… Казалось, будто это хитрый дух подземелья заманивает нас в свои владения. Но всё оказалось гораздо интереснее: в подземной комнате нас встретил симпатичный парень с необычной гитарой, из которой он и извлекал столь мелодичные звуки…


Акустика в помещении идеальная, как ни странно. Потому что вообще-то это подвал одного из зажиточных домов, хоть и с тремя окнами. Стоим как заворожённые, слушаем музыку, каждый думает о своём. Энергетика места проникает в мысли. Никакой суеты. Ничего лишнего в голове. Лишь думы о вечности…

Тем более, вид из окон этого самого подвала очень уж впечатляющий… Да и сам подвал немаленький такой, двухъярусный.


Сдаётся мне, не овощи с грядок здесь хранили…Прямо вот вижу явно: стоят вдоль стеночек сосуды с крымским вином, и ближе к вечеру, тихо улизнув от всех домочадцев, сидит тут хозяин дома с парой верных друзей и обсуждает последние городские новости…

Нагулявшись по подземельям, мы вылезли наверх.


По направлению к мавзолею шагала очередная туристическая группа (видимо, так же пережидали где-то дождь…) Ну, а мы попив горячего чаю с крымскими травами из термоса, выдвигаемся в обратный путь, к Южным воротам.

А там нам навстречу попалась ещё и такая вот необычная группа «туристов»:


А вот эта парочка отстала от всех:


Видимо задержались, делая «селфи» на фоне пещер)))

В общем, Чуфут-Кале нас впечатлил. Место, конечно, очень энергетически заряженное. Если б не привязка ко времени отъезда экскурсионного автобуса, мы бы побродили здесь подольше.

Теперь же путь наш лежал в Свято-Успенский пещерный монастырь.

Свято-Успенский пещерный монастырь.

Итак, монастырь православный. Опять же несколько версий по поводу времени его основания существует. По одной версии, был основан на границе 8 и 9 века и практически был центром христианства в Крыму. В то время, Крым находился под татарским влиянием, христианам приходилось очень нелегко, их всячески притесняли, облагали огромными непосильными налогами. И они укрылись от этого притеснения в горных расщелинах. Затем на некоторое время монастырь прекратил свою деятельность, но в 14 веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. И с 15 века

Другие считают, сто монастырь появился где-то в 15 веке. Но как бы то ни было, Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма, начиная с 15 и вплоть до 18 века. Он вполне успешно пережил русско-турецкие войны. В Крымской войне в 1854-1855 годы в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.

Но от советской власти он не спасся. Как гласят первоисточники, «в 1921 году монастырь был закрыт, имущество разграблено, монахи расстреляны». Уж кто бы сомневался… Во время Отечественной войны на территории Успенского монастыря разместили военный госпиталь, а после войны открыли самую настоящую психлечебницу. И только в 1993 году монастырь снова возродился.

Для того, чтобы увидеть сам монастырь, придётся немного потрудится — наверх идёт крутая лестница. Но зато вид оттуда открывается весьма достойный:


Фотографий внутри мы не делали, там это запрещено. Но я опишу. Внутри храм очень маленький. Народа много. Один поток идёт наверх, внутрь храма, другие вниз — на выход. Основное помещение храма невелико. Меня поразил потолок этого небольшого помещения: он каменный, и видно, что его усердно тесали, так как он весь испещрён каким-то специальным долотом. Прямо по центру, конечно, иконостас, а за ним алтарь. А если посмотреть направо, там есть небольшая комнатка, где находиться икона Матери Божией Бахчисарайской, называемая Панагией.

Туда люди заходили по очереди, молча стояли у иконы и молча выходили. И прямо здесь же, на выходе из комнатки, сидела шустрая бабуля и к каждому (!) человеку обращалась с просьбой о пожертвовании. Честно, меня это коробило. Сидела бы она молча, или где-то уже на спуске, и глядишь — было бы и не так …слово не могу подобрать нужное…Нарочито, что-ли… А так, человек выходит, погруженный в свои мысли, а тут ему поперёк дороги — дайте-подайте на храм! Меня как-то покоробила такая прямолинейность… Или я слишком чувствительная?


Вообще, меня больше впечатлил наружный вид монастыря. Нависающие каменные карнизы, иконы, нарисованные прямо на скалах… Это была последняя точка съёмки. Делаем пару фоток (а на большее у нас времени уже не остаётся). И отправляемся обратно на место парковки нашего автобуса.

Тут же расположена стоянка для многочисленных автомобилей, есть кафе и даже гостиница.


А у нас предусмотрительно заказан обед в одном из этих кафе. Который к нашему возвращению уже готов. Желаем себе приятного аппетита (а уж с этим у нас после 3-х часовой прогулки под дождиком проблем нет!) и принимаемся за еду


Отправляемся в обратный путь сытые и довольные. Автобус плавно едет, гид рассказывает…Я проваливаюсь в сон.

В общем, подведём итог этой экскурсии. Чуфут-Кале однозначно стоит увидеть. Подъем в гору не такой уж страшный (мне после он и вовсе показался лёгкой прогулкой), только вот с совсем маленькими детьми, наверно, не стоит туда лезть. Хотя дети тоже разные бывают…

О монастыре впечатление сложилось как-то по остаточному принципу. Ну, если учесть, что мы с утра ещё и посмотрели, то это понятно — эмоциональный перегруз имеет место быть.

А в целом, Крым продолжал удивлять, покорять нас своими красотами и…Стоп. Об этом — в следующих постах. На этой ноте закончу свой рассказ.

До встреч на блоге!

Крым это уникальное места для отдыха в любое время года. Море, горы и многочисленные исторические памятники делают полуостров неповторимым. Посещая Крым, особое внимание следует уделить именно последним, так как благодаря историческим объектам можно узнать историю нескольких цивилизаций. Одним из таких крымских мест является крепость Чуфут-Кале.

Исторический комплекс Чуфут-Кале, располагается на горном плато всего в 2 км от Бахчисарая, высота пещерного города Чуфут-Кале над уровнем моря метров.

Существует несколько вариантов названия древнего поселения:

  • Чуфут Кале — «еврейская крепость», именно так звучит название крепости по крымско-татарски.
  • Кырк-Ер, так город назывался в период ханского господства,
  • Села Юхудим — «скала иудиев», подобное название можно встретить в литературе караимов до 50-х гг. 19 века.

Местность, где находится Чуфут-Кале прекрасно подходила для обитания — живописная долина, запас пресной воды, скала с плато, которая стала замечательным укрытием от непрошенных гостей.

История пещерного города и монастыря

Достоверных сведений о том, когда был построен Чуфут-Кале, нет, раскопки показывают, что здесь древние люди селились еще в эпоху неолита, а позже здесь находилось племя тавров.

Согласно одной из исторических теорий около 6 века Византия построила на горной вершине крепость для своих союзников — аланов, поселение получило название Фуллы. Уже позже в 10 столетии здесь находилось гото-аланское княжество, союзник Византийской империи, причем готские племена жили на Мангупе, а аланские на Чуфут-Кале.

Об этом государстве исторических сведений практически не сохранилось, только в 3 веке появляются упоминанию о том, что эти территории подвергались набегам татар, а в 1299 году город был разграблен ордой Ногая.

Захваченные территории татары назвали Кырк-Ор, где было организовано вассальное княжество, на территории которого проживали караимы. Спустя некоторое время город на непродолжительное становится столицей Крымского ханства, и здесь находилась резиденция Хана Наджи Герая, немного позже столицу переносят в Бахчисарай и начинается отток татаров из города. В период татарского господства в городской крепости содержали высокопоставленных пленников, так же здесь был устроен монетный двор.

После потери города статуса столицы и ухода из него местного населения, причем покидали его не только татары, но и христиане, в городе остались практически только караимы, передвижение которых было ограничено татарскими законами. С этого времени город начинает именоваться Чуфут-Кале — «Жидовская скала», названию был специально предан пренебрежительный оттенок.

ИНТЕРЕСНО! Название было дано не случайно, так как татары считали караимов, исповедавших одну из ветвей иудаизма евреями.

После подписания Кючук-Кайнарджинского договора в 1774 году и прихода сюда русских начинается еще один отток городских жителей, было отменено ограничение на проживание здесь крымчаков и караимов и они постепенно начали уезжать, а в 19 веке здесь осталась проживать только семья смотрителя.

На территории каменного Чуфут-Кале располагается действующий Свято-Успенский монастырь.

Монастырь здесь возник из-за гонений Византийской империи на монахов, которые вынуждены были убегать и селиться в Крыму. Постепенно в горных районах начинают возникать монастырские обители — Качи-Кальон, Шулдан, Челтер, однако татарские набеги 13 века их уничтожили. Практически единственной сохранившейся обителью стал Успенский мужской монастырь, который спустя 200 лет становится центром Крымского православия, здесь же располагалась резиденция митрополита.

ИНТЕРЕСНО! Существует еще одна версия возникновения монастыря — в древние времена в Майрам-дере жил змей, который уничтожал и людей и животных. Население стало просить Богородицу о защите, и она помогла — им змей пропал, а 28 августа прямо на скале возникла икона, а перед ней горящая свеча. Когда люди перенесли икону в дом к князю, на утро икона пропала и вновь возникла возле скалы. Люди решили не переносить больше чудотворный образ, а прорубить к нему лестницу, вокруг которой и возник монастырь названый в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Монастырь Чуфут-Кале пользовался уважениум не только у христиан, но даже первый хан из династии Гереев Хаджи I просил помощи у лика Богородицы перед военными походами, а впоследствии после победы слал богатые дары — воск.

Покровители у монастыря были и среди русских монархов — деньги жертвовали цари Федор I и Борис Годунов, Екатерина II и Александр I.

Стоимость посещения комплекса

Цена посещения древнего города составляет:

  • Для взрослых -200 руб.,
  • Пенсионеры -150 руб.,
  • Дети 16−18 лет и студенты -100 руб.

В стоимость билета не водит экскурсионное сопровождение, за него необходима дополнительная плата:

  • Взрослым — 100 руб.,
  • Детям и студентам 100 руб.,
  • Пенсионерам — 100 руб.,
  • Если обслуживается экскурсионная группа, билет — 1500 руб.

Официальный сайт пещерного города Чуфут-Кале (объединенный с Бахчисарайским дворцом) — handvorec.ru

Как добраться на машине, такси, общественном транспорте

Если добираться до пещерного города Чуфут-Кале на общественном транспорте, то для этого необходимо выехав с автовокзала в Бахчисарае на автобусе № 2 до остановки «Староселье», однако это не единственный транспорт которые предоставляет возможность сюда попасть, так же курирует много маршруток, однако следует уточнить доезжают ли они до этой остановки. От «Староселья» до комплекса следует пройтись пешком около часа, помочь в этом могут многочисленные указатели. Первым покажется монастырский комплекс, после получасового подъёма в гору предстанет и Чуфут-Кале.

Чуфут-Кале на карте (как добраться на машине):

Для того чтобы добраться сюда на автомобиле понадобиться около 15 минут. Для этого необходимо проехать в Бахчисарае по улицам Жданова, Ленина, Скалистой, однако доехав до Успенского монастыря автомобиль, придётся оставить, дальше не возможно передвижение только пешком.

Возможно также путешествие на такси или с помощью джипперов, которые провезут по наиболее живописным долинам прямо к Успенскому монастырю.

Экскурсии в Чуфут-Кале

Экскурсии по Чуфут-Кале оставляют неизгладимые впечатления у всех «гостей». Практически весь город высечен в скале, некоторые здания достигают трех этажей. В город раньше было два входа, а сам он был защищен рукотворной стеной и скалами. Внутри располагались казармы, мечеть, жилые помещения, ханский дворец и монетный двор, и продуктовый рынок.

Во время экскурсии туристы имеют возможность бродить по древним пещерам — «Христианскому пещерному комплексу», хотя доказательств того что христиане использовали их для культовых целей нет.
За пещерным комплексом располагается «улица Кенасская», где хорошо сохранились дома для молитв караимов, далее за ними следует ряд руин, которые оканчиваются мавзолеем Джанике-хатун — самым красивым сооружением всего пещерного комплекса.

За татарской усыпальницей расхоложено самое древнее сооружение комплекса — оборонительная стена, с оборонительными рвами, здесь же расположены ворота Орта-Капу, соединяющие древнюю часть города с городом караимов. Так же в этой части крепостного города имеется двухъярусная пещера, которую иногда называют тюрьмой и восточная стена с остатками башни и фундамент императорского дворца.

Кроме древнего города обязательно следует посетить и Успенский мужской монастырь. Он расположен в ущелье прямо в отвесной скале, куда проложены каменные тропинки и лестницы. В начале 20 века монастырский комплекс включал в себя пять храмов, гостевой комплекс, сад, фонтаны, часовню, однако в 20−30 гг. 20 века комплекс практически полностью был уничтожен.

Святую обитель удалось восстановить уже в послевоенное время, отреставрирована Успенская церковь, лестница в скале, построена колокольня, которую венчают золотые купола, отреставрированы религиозные росписи на скалах. В наши дни удалось полностью восстановить три храма, и кельи для монахов, дом настоятеля, оборудован источник.

Туристы, посетившие Чуфут-Кале и Успенский монастырь получат неизгладимые впечатления об удивительной истории крымского полуострова.

Видео-прогулка по Чуфкт-Кале:

Пещерный город Чуфут-Кале в Крыму – это одно из самых интересных мест на его территории, затмевающее все многочисленные , которыми так славится полуостров. Благодаря своей хорошей сохранности и широкой известности он на протяжении многих десятилетий является предметом пристального внимания не только туристов, но и ученых, открывающих новые подробности его существования.

Большинство сохранившихся памятников древнего зодчества, расположенных здесь, представляет огромную ценность и знаменует собой целую эпоху в истории Крыма, делая его незаменимым звеном в развитии местных культур и народов. Сейчас это один из наиболее посещаемых туристических объектов Бахчисарайского района, кроме разве что , где никогда не бывает безлюдно и тем более скучно.

Где находится комплекс пещер в Крыму?

Исторический объект находится в южной части полуострова, на юго-западной оконечности Крымских гор. Расположен он в 2,5 км от Бахчисарая и в 58 км от , возле Староселья. Совсем неподалеку раскинулся .

Чуфут-Кале на карте Крыма

Возникновение и значение пещерного города

История знает множество превращений и неожиданных поворотов. Одним из них является недавнее открытие, когда ученым удалось установить, что нынешний туристический объект – это и есть древняя крепость Фулла, долгое время считавшаяся выдумкой античных авторов. На фото пещерный город Чуфут-Кале сейчас спокоен и безмятежен, но сотни лет назад он был ареной жесточайших сражений и политических событий, сыгравших важнейшую роль в истории всего Крыма.

Точное время основания города-крепости точно не выяснено, предположительно это V век нашей эры, но в действительности он может быть древнее на несколько столетий. Известно лишь, что в V-VI вв. населенный преимущественно аланами, он стал камнем преткновения для продвижения византийцев на север, не позволив им завоевать всю территорию полуострова. В этот период под названием Фулла он был широко известен по письменным источникам Херсонеса, но с упадком последнего исчез со страниц истории и легендарный форпост скитов, готов и аланов, проживавших в нем.

После более чем полтысячелетия забвения и безвестности Чуфут-Кале вновь всплыл в XII веке как Кырк-Ер – столица одноименного княжества кыпчаков, боровшихся за независимость с ханами Золотой Орды. В 1299 г. его захватил и разграбил ордынский эмир Ногай, он не был разрушен, но после покорения начал быстро приходить в упадок, а население его стало стремительно сокращаться. Не совсем понятно, почему кыпчаки начали покидать Кырк-Ер, но спустя 50 лет большинство его жителей составляли уже караимы, поселившиеся тут с разрешения хана Джаныбека.

Наибольшего значения и расцвета пещерный город Чуфут-Кале в Крыму достиг в XV веке, когда при Хаджи Гирее I стал столицей Крымского Юрта в 1421 г., а в 1428 г. независимого от Орды ханства. Но вместе с тем на протяжении всего столетия он оставался ареной кровопролитной борьбы за власть между разными представителями династии Гиреев, пока в 1502 г. Менгли Гирей I не перенес резиденцию в основанный им . На этом величие поселения из пещер закончилось, но все же на протяжении нескольких столетий оно считалось важнейшей из ханских крепостей, хотя основным населением тут оставались караимы. Как населенный пункт он прекратил существование во второй половине XIX века, когда его окончательно покинули последние жители.

Чем интересен Чуфут-Кале для посещения?

Сейчас пещерная крепость – это настоящая сокровищница для археологов с одной стороны и туристов – с другой. Многочисленные, прекрасно сохранившиеся внутренние и наземные сооружения Чуфут-Кале – это как каменная книга по истории древнего города. По видам застройки и четкой планировке можно без труда определить все периоды его развития, возвышений, падений и преобладания этнических групп, проживавших здесь.

В южной части городского комплекса расположены древнейшие следы пребывания здесь человека, относящиеся к первым векам нашей эры. В большинстве это пещерные сооружения, где нетрудно различить черты храмов, жилых и хозяйственных помещений. Всего это более 150 пещер и гротов разной величины и формы, отличающихся также тщательностью обработки стен и проемов.

Все эти помещения похожи на пчелиные соты, поскольку вырублены в скале друг над другом в несколько уровней, чем-то напоминая многоквартирные дома. Археологи говорят о наличии в этом месте и наземных сооружений, но все они разрушены до основания, единственное целое здание – Мавзолей Ненекеджан-Ханым, построенный на тысячу лет позже пещерной гряды.

В восточной части расположены более поздние постройки, относящиеся уже к XIV-XVIII вв., преимущественно наземные, в основном это жилые дома и караимские кенассы. Новый город отделен от старого мощной крепостной стеной,
достигающей 10 м в высоту – с четырьмя массивными, полуразрушенными башнями и арочными воротами Орта-Капу.

Среди, условно говоря, новых встречаются и намного более древние сооружения, такие как загадочное погребение, состоящее из многотонных каменных плит. Но самой яркой достопримечательностью пещерного города Чуфут-Кале небезосновательно считается Мавзолей Джаныке-ханым, где покоится прах дочери хана Тохтамыша.

Города-крепости V-VI вв.


Виртуальное путешествие

«Пещерные» города и монастыри - самые впечатляющие исторические памятники Бахчисарайского района. Свое название они получили потому, что до нашего времени сохранились в основном помещения, вырубленные в скалах, а наземные постройки (дома, церкви, оборонительные и хозяйственные сооружения) разрушились. Эти города-крепости (своеобразный аналог средневековых европейских замков) возводились местными жителями в период V-VI вв., когда существовала угроза нашествий кочевников. Они служили для защиты и укрытия населения от набегов. Укрепленные монастыри в горах основывали иконопочитатели, бежавшие от преследований из Византии.

КАЧИ-КАЛЬОН

О происхождении названия Качи-Кальон достоверных данных нет. Часто название переводят как «крестовый корабль», связывая его с формой скалы, напоминающей корабль. Еще одна версия - «каньон реки Качи», от названия местности, в которой находится монастырь.

На правом берегу реки у села Предущельное находится стоянка древнего человека эпохи позднего палеолита - Качинский навес . Недалеко от него у родника - стоянка эпохи поздней бронзы - Таш Аир (Отдельный камень). Здесь до сих пор сохранились наскальные рисунки Кеми-обинской культуры

Древнее поселение появилось на перекрестке торговых дорог, служа приютом для путников и торговцев. Пещеры Качи-Кальона вырублены в обрывистых стенах известнякового массива. Скальные вырубки городища расположены в пяти естественных гротах и вокруг них. Здесь до сих пор остались винодавильни (тарапаны) того времени, их насчитывается около 120-ти. Наличие столь большого количества винодельческих атрибутов само за себя красноречиво говорит об основном занятии его жителей.

Главная святыня городища Качи-Кальон - скальная церковь св. Софии , она была возведена в VIII-IX веках. С годами монастырь, основанный выходцами из Византии, разрастался, расстраивался. Появилось несколько церквей и часовен. Храм существовал вплоть до 1778 г.Источник в гроте стал местом паломничества, его считали целебным. Сейчас это скорее «купель», поскольку вода здесь не питьевая.

Отправляясь на экскурсию по «пещерному городу» Качи-Кальон , можно посетить также мужской монашеский скит святой Анастасии-Узорешительницы . В скиту живет и работает несколько послушников, службы проводит священник Успенского монастыря.

ТЕПЕ-КЕРМЕН

Название Тепе-Кермен имеет тюркское происхождение: в переводе с крымскотатарского оно означает «холм-крепость», «крепость на вершине». В конце VI в. на вершине горы была возведена небольшая крепость, которая до X - XI вв. использовалась, в основном, как малонаселенное убежище для жителей окрестных долин.

Особенностью Тепе-Кермен является наибольшая, по сравнению с другими пещерными городами, концентрация пещер. На площади около 1 га их насчитывается более 250. Во время экскурсии по Тепе-Кермену можно увидеть не только отдельные пещеры, расположенные в несколько ярусов, но и целые комплексы от двух до четырёх помещений. На западной стороне большая часть пещер составляет оборонительный комплекс. Вырубленные в них отверстия предназначались для стрельбы из лука и сбрасывания камней.

В XI - XII вв. здесь начала зарождаться городская жизнь - появилась плотная застройка (жилые усадьбы чередуются с христианскими храмами, и, возможно монастырями) и поселение постепенно превратилось в один из провинциально-византийских городских центров. До сих пор остается неясным вопрос, как на Тепе-Кермене решалась проблема водоснабжения. Предполагают, что жители могли запасать дождевую воду, собирая ее в специальные скальные вырубки.

В конце XIII - середине XIV вв. городище подверглось разорительному опустошению, после которого жизнь здесь угасла. Обычно это событие связывают с походом золотоордынского темника Ногая на Крым в 1299 г., либо с тем, что на гореиссякли источники.После гибели города его территория продолжала использоваться людьми. Впоследствии здесь поселились христианские монахи отшельники.

ЧУФУТ-КАЛЕ

На север от Тепе-Кермена находится самый посещаемый пещерный город Крыма - Чуфут-Кале.

Отправиться на экскурсию по «пещерному городу» Чуфут-Кале можно из Бахчисарая, через село Староселье, по балке с замечательными скалами - природными «сфинксами». Город процветал с VI по XIX в. В настоящее время большая часть Чуфут-Кале находится в руинах.

В западной самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки. Хорошо сохранились также две Кенассы (караимских храма) и жилая караимская усадьба, состоящая из двух домов. Кенассы сейчас реставрируются караимской общиной, а в жилой усадьбе расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов. В восточной части этого пещерного города находилось множество жилых домов, а также не сохранившийся, к сожалению, до наших дней монетный двор, где чеканились крымские монеты. В ходе экскурсии по Чуфут-Кале можно осмотреть также древнее караимское кладбище .

От села Староселье на юг отходит балка Марьям-Дере (Святая Мария). В VIII-IX вв. здесь был основан православный Свято-Успенский монастырь . Считается, что крымские ханы, хотя и были мусульманами, приносили ему богатые дары.

Между монастырем и городскими воротами Чуфут-Кале недавно появился отдельный экскурсионный объект - подземный осадный колодец с сотнями метров подземных ходов - Тик-Кую . Раскопки и сенсационные находки (среди которых клад золотых и серебряных римских монет) продолжаются здесь каждый летний сезон!

БАКЛА

Приблизительно во второй половине III века на вершине Баклы было основано укрепленное поселение. Его стены защищали наиболее уязвимый южный пологий склон. В конце III - начале IV веков укрепление составляло единое целое с остальным поселком, с южной стороны которого размещались хозяйственные постройки винодельного комплекса. В VI в. на месте винодельного комплекса построили защищенный рвом замок. А примыкающее к замку селение не было защищено стенами, это - характерная для феодальных комплексов средневековья черта.

На экскурсии по «пещерному городу» Баклы можно увидеть следы тесно стоящих двухэтажных домов и узеньких улиц, небольшого храма IX в., встроенного в комплекс жилых помещений, высеченные в скалах могилы, зерновые ямы, остатки виноградных давилен, кладок стен, руины крепостной стены и башни, желоба для сбора воды, ступени, пещерную церковь, около 100 искусственных пещер, вырубленных в известняках и располагающихся в два яруса. Пещеры имелихозяйственное и оборонительное назначения, население же жило в наземных постройках, которые, увы, не сохранились.

На западной окраине Баклы сохранились остатки большой церкви и четырехугольных склепов, высеченных в скале. Скорее всего, здесь был монастырь. В скалах вырублены полукруглые кельи с низкими коридорами, в стенах которых выдолблены ниши для светильников и лампад. Тут же находится грот с настенными рисунками, изображающими фигуры святых мучеников, кресты, силуэты храма, кораблей и рыб. Над этим церковным комплексом в выступе скалы находится небольшая пещерная церковь.

Недалеко от церкви, вниз по течению реки Куба в 1970 году был открыт некрополь V-IX веков. В результате раскопок исследовано свыше 800 погребальных сооружений, в основном склепов, в которых совершались захоронения с IV по XI век н. э. В Бахчисарайском музее представлены предметы из этих захоронений: византийские поясная пряжка и браслет, две фибулы(скреплявшиеся на груди цепочкой), кольца, кресты, посуда из керамики и стекла.

МАНГУП

Безусловно, самый значительный средневековый город-крепость в Бахчисарайском районе Крыма - Мангуп-Кале . Этот город был столицей княжества Феодоро, затем турецкой крепостью. Здешние князья владели морским портом и вывозили через него в Европу вино, яблоки, пшеницу из самых плодородных долин Крыма. Христианская культура развивалась здесь еще со времен Апостола Андрея Первозванного. Плотность населения в Предгорье значительно превышала нынешнюю, а уровень культуры соперничал с европейским.

В «пещерных городах» люди жили в обычных домах, но для военных целей, а также для складов, тюрем и т. п. использовали естественные карстовые полости, выравнивая и углубляя их. Самая лучшая смотровая «башня» находится над пещерой, которая так и называется - Барабан-Коба. Три «окна» контролируют три долины. Эти «окна» и дали название скальному выступу - Тешкли-Бурун (Дырявый мыс).

На экскурсии по Мангупу можно увидеть так называемую Акустическую пещеру , делающую любой звук необыкновенно мощным и звучным по тембру. На западе располагается мощная стена с надвратной башней. Под ее защитой возведена была и церковь в форме изящной базилики, а неподалеку находится глубокий колодец.

Не менее интересное место на Мангупе - монастырь в южном обрыве. Когда умер самый известный и влиятельный Мангупский князь Алексей, он оставил деньги для того, чтобы два монаха всегда молились за него трижды в день. Могила князя была в полу церкви. Жили монахи рядом, в пещере.

При раскопках в городе постоянно находятся предметы - свидетели былых времен: сережки, монетки, браслеты, осколки посуды, наконечники стрел (в том числе бронебойные, из особой стали, пробивающей кольчуги). Каждое лето на Мангупе работает археологическая экспедиция.

ЭСКИ-КЕРМЕН

Неподалеку от Мангуп-Кале находится средневековый пещерный город Эски-Кермен. Его название в переводе с крымскотатарского означает «старая крепость». Эски-Кермен входит в комплекс Бахчисарайского историко-культурного заповедника и является одним из наиболее посещаемых пещерных городов Крыма.

Это один из самых старых пещерных городов Крыма, основан в конце VI века н. э. как византийское укрепление и просуществовал до конца XIV века. Сам Эски-Кермен представляет собой гору - плоскую сверху и со всех сторон окруженную обрывами. Помимо обрывов, город защищали фортификационные стены, грамотно воздвигнутые в тех местах, где враг мог забраться наверх. На случай осады в крепости существовал свой осадный колодец.

Наибольшего расцвета крепость достигла в XII и XIII веках. В то время плато было застроено прямоугольными кварталами, по широким улицам которых могла проехать повозка. Экскурсия в Эски-Кермен знакомит с древними фортификационными реликвиями, а также уникальными храмами. Наиболее значимый среди них - пещерный Храм Трех Всадников . В высеченном в обрушившейся скале храме чудом сохранились фрески с изображениями трех воинов с нимбами над головой. Время столетие за столетиями хранило для нас эту чудо-икону, чудо-картину. Пострадала она уже в современную пору от рук безрассудных варваров.

Интересны также другие храмы пещерного комплекса: храм Судилище, часовня св. Николая, храм Успения Богородицы. В последнем, как и в храме Трех Всадников, сохранились фрески XIII века. На простенках изображена сцена Благовещения, в нише жертвенника - Богоматерь, на потолке две большие композиции - Крещение и рождество Христово.

В городе сохранились оборонительные стены, пещерные казематы и укрепления, вырубленные в скалистых мысах пещеры с амбразурами и бойницами. Здесь же когда-то находились и хозяйственные помещения - зернохранилища, винодавильни.

Наиболее интересный объект города - руины некогда огромной базилики. В ходе экскурсии по Эски-Кермен можно также увидеть знаменитый Осадный Колодец . Это уникальное сооружение имеет 96 ступеней и 6 маршей. В колодце хранилось самое необходимое для жизни города в период осады - большой запас воды.

На противоположной Эски-Кермену скале высятся изящная башня и ворота - остатки средневекового замка Кыз-Куле (Девичья Башня). С этим объектом связана удивительная история о тайнах замка. Заслуживает внимания и Северный оборонительный комплекс - отдельная скала, до которой легко добраться по вырубленным внутри скалы ступеням.