Первый каменный дом, расположенный на участке набережной Невы(Английская наб.,44), предположительно принадлежал князьям Голицыным, и был построен еще в 1740- х годах.

В 1738 году в Северной столице была создана Комиссия о Санкт-Петербургском строении, которая контролировала планомерную городскую застройку. На набережной Невы возводились «образцовые дома», одним из них и был дом Голицыных - двухэтажное здание, центральный ризалит в три этажа отмечен портиком с небольшим фронтоном. На гравюре М.И.Махаева «Перспективный вид Невы от Галерной верфи и 13-й линии Васильевского острова вверх по течению» видно, что дом Голицыных ничем не выделяется из ряда окружающих домов, имя архитектора, спроектировавшего здание, осталось неизвестным.
После смерти Голицына дом перешел по наследству к его сыну, который умер, не оставив наследников. Следующими владельцами особняка были английские купцы Фаркварсан, а затем Варра. В этом районе домовладельцы часто сдавали иностранным купцам внаем свои дома, освобождаясь от повинности - воинского постоя. Постепенно богатые особняки на набережной были заселены преимущественно англичанами, что определило к концу XVIII века название набережной- Английская.
В 1802 году особняк на Английской набережной приобрел граф Николай Петрович Румянцев (1754- 1826), сын прославленного полководца времен Екатерины II – Петра Александровича Румянцева- Задунайского и Екатерины Михайловны Голицыной. При новом владельце особняк превратился в «центр наук» и «храм муз».

Находясь на дипломатической службе, Н.П.Румянцев собирал памятники русской культуры и истории. Особый интерес граф проявлял к письменным памятникам – инкунабулам (первопечатным книгам, изготовлявшимся с наборных форм до 1501 года), древним рукописям, церковным книгам, государственным актам. Румянцев так же коллекционировал медали, монеты и предметы декоративно-прикладного искусства.

Прекрасное образование, способность к систематизации и наличие капитала позволили ему собрать уникальные по качеству и составу коллекции. Выйдя в отставку в 1814 году с сохранением пожизненного звания Государственного канцлера, Н.П.Румянцев до конца жизни занимался организацией и финансированием научных исследований по изучению истории России. Работа в архивах, археологические раскопки, этнографические изыскания осуществлялись членами кружка - «Ученой дружины», сложившегося вокруг Румянцева. Мореплаватели И.Ф.Крузенштерн и О.Е.Коцебу, руководитель Московского архива Коллегии иностранных дел Н.Н. Бантыш – Каменский, ученый И.И.Кеппен и др. внесли большой вклад в развитие исторической науки. Благодаря им в России появились такие науки, как археография и источниковедение.
В 1824 году по проекту архитектора В.А.Глинки началась перестройка особняка на Английской набережной, прежний скромный облик здания не отвечал новому назначению. Глинка практически не изменил пропорции архитектурного объема, при этом создал новый торжественный фасад. Двенадцатиколонный портик, установленный на высокий цоколь, сразу привлекает внимание. Коринфские колонны, придают фасаду особую нарядность. Горельеф в тимпане треугольного фронтона «Аполлон – Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины», созданный скульптором И.П.Мартосом, тематически связан с назначением здания – первого в России частного публичного музея. По сторонам композиции – атрибуты наук и искусств.
В 1826 году Н.П.румянцев скончался, поручив своему младшему брату Сергею Петровичу Румянцеву предоставить дом на Английской набережной со всеми находящимися в нем коллекциями под музей. На фронтоне здания появились слова Николая Петровича: «На благое просвещение». По воле покойного брата, С.П.Румянцев осуществил переделки внутренних помещений под нужды музея. В одном из залов особняка разместилась галерея с портретами представителей рода Румянцевых. В 1828 году Сергей Петрович заказал портрет старшего брата английскому живописцу Д.Доу.

При С.П.Румянцеве обогатилось собрание будущего музея большим количеством книг и произведений живописи и скульптуры. 28 мая 1831 года музей был открыт. Посещение было бесплатным для всех желающих, без сословных ограничений. Здесь проводились публичные чтения, лекции, концерты. В 1830-1855 годах в особняке Румянцева размещалось Общество поощрения художеств.
В 1838 году С.П.Румянцев скончался, после чего состояние здания и коллекции стало ухудшаться. В 1845 году управление Румянцевским музеем было передано Императорской публичной библиотеке, но из- за отсутствия должного финансирования ситуация не улучшилась. В 1860 году комиссия в которую вошли известные архитекторы, признала состояние дома. В 1861 году по решению Кабинета Министров Румянцевский музей, несмотря на возражения Петербургской интеллигенции, был переведен в Москву.
Средства, вырученные от продажи дома Румянцевых, ушли на благоустройство нового музейного здания в Москве(Дом Пашковых).
В 1863 году дом на Английской набережной приобрел Адальберт-Войтех Викентьевич Старчевский- журналист, писатель и переводчик, второй редактор ежемесячного журнала «Библиотека для чтения». При нем по проекту архитектора А.И.Цима были капитально перестроены корпуса и частично перестроены внутренние помещения, которые необходимо было обустроить для проживания, превратив общественные залы в жилые. Перестройка оказалась слишком дорога для нового владельца, и в 1868 году дом был выставлен на торги и продан.
С 1868 по 1882 годы дом сменил нескольких хозяев. В 1882 году владелицей особняка стала супруга его императорского высочества Евгения Максимилиановича Романовского, 5-го герцога Лейхтенбергского – Зинаида Дмитриевна Богарне(1856-1899).

Е.М. Лейхтенбергский (1847-1901) был потомком правящих династий. Его предками были российский император НиколайI и императрица Франции Жозефина. З.Д.Богарне обладала экстравагантным характером и изысканным вкусом. По ее заказу началась перестройка дома под руководством архитектора А.А.Степанова.

Внешний облик сохранился неизменным, а интерьеры были оформлены в стиле эпохи. Владелица превратила дом в модный особняк, отвечавший вкусам аристократии. Строительные работы длились около двух лет. После продажи Мариинского дворца в 1884 году резиденцией Лейхтенбергского и Богарне стал дом на Английской набережной.
Дочь герцога Лейхтенбергского от первого брака- Дарья(Долли) поселилась в особняке после возвращения с обучения в Сорбонне. В 1893 году она вышла замуж за князя Л.М.Кочубея, в доме на Английской набережной прошло детство их детей Натальи и Евгения, последний владел особняком до 1916 года.
В 1916 году здание приобрело «Общество товарных складов, страхования и транспортирования товаров». Городская управа утвердила проект капитальной перестройки дома, но из- за начавшейся февральской революции 1917 года, проект не был реализован. После октябрьской революции 1917 года особняк был национализирован. Часть помещений заняли различные организации, другую часть отдали под жилые квартиры.
В 1938 году в здании разместился Музей истории и развития Ленинграда. С 5 апреля 1953 года музей стал именоваться Государственным музеем истории Ленинграда, сохранив краеведческий профиль. Постепенно к Музею перешли и некоторый другие городские здания, в 1964 году отдел истории города и дирекция музея были переведены в Петропавловскую крепость. В 2003 году, к 300- т летнему юбилею Санкт-Петербурга, в парадных залах особняка Румянцева были завершены реставрационные работы. По состоянию на 1880- е годы были воссозданы интерьеры залов, выходящих окнами на Неву: Парадная лестница …… На фасаде восстановлена надпись «ОТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАНЦЛЕРА РУМЯНЦЕВА НА БЛАГОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ».
В настоящее время особняк Румянцева является филиалом Государственного музея истории Санкт- Петербурга.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга, Три века истории.Славия.,СПб.,2004; Особняк Румянцева и его владельцы, Государственный музей истории Санкт- Петербурга 2004. Буклет издательского отдела ГМИ СПб./автор текста Пияева Э.Е./

© Е. А. Паршина, 2011

см. Особняк Н. П. Румянцева ( по Галерной ул .)

На участке в первой трети XVIII в. была усадьба князя Михаила Васильевича Голицына. В 1774 г. князь умер, не оставив наследников.

В 1780-х гг. дом принадлежал англичанину Фаркварсану, котрый продал его английскому купцу Варе.

    Н. П. Румянцев

    Д. Доу.
    Портрет
    Н. П. Румянцева.

    Герб
    Румянцевых

    Герцог Евгений
    со второй супругой
    графиней Зинаидой
    Дмитриевной Богарне.

    Старая открытка.

    План здания.

    Английская набережная.
    Старая открытка.

    Набережная Красного флота.
    Фото 1934 г.
    Добавил - .

    Вид вестибюля.
    Фото 1906 г. Фотоателье Буллы

    (добавил )

    Гостиная
    Фото 1906. Фотоателье Буллы

    (добавил )

    Вид лестницы в доме.
    Фото 1906 г. Фотоателье Буллы
    photoarchive.spb.ru 18.01.2013
    (добавил )

    Концертный зал.
    Фото 1906 г. Фотоателье Буллы
    photoarchive.spb.ru 17.01.2013
    (добавил )

    Потолок парадной лестницы
    с Английской набережной.
    Фото 1906 г. Фотоателье Буллы
    photoarchive.spb.ru 18.01.2013
    (добавил )

    "Театры
    Ленинграда"
    1964 г. С. 10

Постепенная застройка набережной началась со строительством Санкт-Петербурга. В начале XVIII в. эта часть новой столицы, со всех сторон окруженная водой наиболее страдала от наводнений и была весьма неблагоприятной для строительства. В определенные своего существования набережная носила разные названия. Первоначально она называлась Нижней. В отличии от Верхней - ныне Дворцовой.

С 1740-х этот участок набережной был отдан под застройку частными домами. Строительство, начатое еще при Петре, продолжалось при Анне Иоанновне. Императрице хотелось, чтобы Нижняя набережная была застроена «знатным строением». Ею издан был указ, которым хозяева участков обязывались строить каменные дома и укреплять берега Невы. Подобным указом велено было выслать из Москвы князя Михаила Голицына для постройки каменных палат на участке, где ныне расположен дом № 44.Эти участком владели два поколения князей Голицыных.

Следующими владельцами были поочередно английские купцы Фаркварсен и Варра. Для содействия торговым отношениям с Англией, владельцы домов, сдающие жилье английским купцам, освобождались от воинского постоя. Поэтому здания Нижней набережной успешно сдавались внаем. С начала XIX в. набережная получает название Английская.

С 1802 по 1826 г. дом принадлежал Николаю Петровичу Румянцеву (1754-1826) - выдающемуся государственному деятелю, покровителю наук, меценату и коллекционеру. Н. П. Румянцев - сын героя екатерининского времени Петра Александровича Румянцева-Задунайского, образованный и воспитанный в духе просветительских идей XVIII в. принадлежал к особому типу людей, для которых любовь к отечеству воплощалась в собирательстве и сохранении памятников национальной истории.

Государственная служба Румянцева началась в 1781 г. с назначения на должность чрезвычайного посланника и полномочного представителя России во Франкфурте-на-Майне. В течение 14 лет он представлял интересы России в Европе. При имепаторе Александре I Румянцев занимал важнейшие государственные посты. В 1801-1809 - директор водных коммуникаций, в 1802-1811 - министр коммерции, 1808-1814 - министр иностранных дел, с 1809 г. - Государственный канцлер Российской Империи, в 1810-1812 - председатель Государственного Совета.

После выхода в отставку в 1814 г. Румянцев направил все силы и средства на изучение российской истории. Ему удалось сплотить вокруг себя плеяду блестящих ученых, историков, археографов, составивших «Румянцевский кружок». В него входили Ф. П. Аделунг, А. В. Востоков, К. Ф. Калайдович, Н. Н. Бантыш-Каменский, К. И. Кеппен, митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) и др. Члены кружка собирали древние рукописи, старинные книги, древности, монеты. Их деятельности увенчалась публикацией исторических и литературных памятников. Издание «Собрания государственных грамот и договоров» стало выдающимся событием русской исторической науки 1-й четверти XIX в.

Н. П. Румянцев «превратил здание на Английской набережной из скромного дома частного человека, купца, в парадный, во вкусе Наполеоновского времени, дом важного государственного человека, богача и аристократа, у которого бывал сам император». Первоначальные перестройки были осуществлены после 1802 г. только внутри здания. Жилые покои графа располагались в трех комнатах окнами на Неву, а во всех остальных помещениях особняка находились его бесценные сокровища. Довольно скромный фасад, мало чем отличавшийся от находившихся рядом домов не отвечал внутреннему содержанию дома. В 1824 г. государственный канцлер граф Н. П. Румянцев приглашает для составления проекта по переделке особняка молодого, только что вернувшегося из пенсионерской поездки по Западной Европе архитектора Василия Алексеевича Глинку. «Проект этот был по тогдашним понятиям настолько хорош и даровит, что Академия художеств дала за него Глинке звание академика…» Перед архитектором стояла довольно сложная задача - практически без изменения пропорций создать новый фасад, который бы сразу привлекал внимание. В. А. Глинка прекрасно справился с задачей, закрыв фасад мощным, сильно выдвинутым двенадцатиколонным портиком, установленным на высокий цоколь. Колонны портика с капителями коринфского ордера подчеркивают его монументальность. Портик увенчан фронтоном, в тимпане которого помещен горельеф, созданный скульптором И. П. Мартосом. Здесь представлена сцена из древнегреческой мифологии: «Аполлон-Мусагет-Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и их матери Мнемозины», по сторонам - атрибуты наук и искусств. Перестройка фасада была осуществлена до 1825 г.

Румянцев собрал огромную библиотеку (около 30 тыс. томов), около 200 редкостных этнографических предметов, коллекцию восточных и античных монет; его минералогическая коллекция насчитывало около 14 тыс. минералов.

Н. П. Румянцев скончался в 1826 г. и по завещанию был похоронен в Гомеле. Все коллекции и дом на Английской набережной по его просьбе были переданы российскому народу «на благое просвещение». Все хлопоты об устройстве в доме музея взял на себя его младший брат Сергей Петрович Румянцев. Он вел дела о передаче дома в казну, коллекций на государственное храниение, подарил музею свою библиотеку и картинную галерею, заказал художнику Д. Доу портрет Н. П. Румянцева.

28 марта 1828 г. Николай I подписал указ «Об учреждении Румянцевского музеума» , Государственный Совет утвердил его устав и штат сотрудников. 23 ноября 1831 г. музей был открыт для широкой публики. Коллекции Румянцевского музея включали рукописи, собрание печатных и рукописных книг, минц-кабинет (около полутора тысяч греческих, римских и восточных монет), коллекцию минералов, произведения скульптуры и живописи, в том числе работы А. Кановы, А. П. Антропова, В. Л. Боровиковского, а также этнографические коллекции, привезенные О. Е. Коцебу из кругосветного плавания. В 1837 г. коллекция пополнилась собранием капитана I-го ранга Ю. Ф. Лисянского, переданным его сыном П. Ю. Лисянским по духовному завещанию.В 1838 г. по Высочайшему повелению в музей были переданы 135 документов на имя графов Румянцевых от военного министра.

В разные годы в штате Румянцевского музея состояли поэт и переводчик А. Х. Востоков (1781-1864), поэт А. Н. Майков (1821-1897). В 1843-1844 гг. в музее работала комиссия по освидетельствованию состояния имущества и управления Румянцевским музеумом, выявившая ряд недостатков. В 1845 г. музей был передан в управление Императорской Публичной библиотеки. В 1850 г. согласно указу Правительствующего Сената музей был причислен к министерству Императорского двора. С 1846 г. помощником директора Публичной библиотеки и официальным управляющим Румянцевским музеумом был назначен писатель, музыкант, энциклопедист В. Ф. Одоевский (1803-1869). В 1860 г. по предложению Одоевского была создана комиссия, которая внесла заключение о неудовлетворительном состоянии здания. В это время шли конфиденциальные переговоры о передаче коллекций в Москву. Ученые и писатели Петербурга, узнав о переводе, были возмущены, но вопрос уже был решен. В. В. Стасов и другие ученые направили письмо-протест в газету «Санкт-Петербургские ведомости», но цензура не допустила его публикации. Записка Стасова на имя председателя Комитета министров великого князя Константина Николаевича осталась без ответа.

1 сентября 1861 г. Румянцевский музей был переведен в Москву. В 1862 г. было утверждено «Положение о Московском Публичном музеуме и Румянцевском музеуме (МПМ и РМ). Являясь примером собирания культурного наследия на основе частной инициативы, Румянцевский музей пополнялся новыми отдельными экспонатами и целыми коллекциями. Для московских меценатов и коллекционеров дар музею почитался за честь.

В 1925 г. Государственный Румянцевский музей преобразован в Государственную библиотеку СССР им. Ленина (с 1992 г. - Российская государственная библиотека). Во время реорганизации Румянцевского музея его уникальные экспонаты пополнили коллекции ведущих музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Иркутска, Владимира, Ростова Великого Иванова и других городов, и волею судеб последних десятилетий ХХ в. оказались за пределами России - в Киеве, Феодосии, Ялте, Гомеле, Ташкенте и др. городах

В 1863 г. дом на Английской наб. приобретает А. В. Старчевский, талантливый журналист, писатель, переводчик, сотрудник ежемесячного журнала «Библиотека для чтения» - одного из первых массовых русских изданий (1834-1865). В 1863 г. он становится редактором газеты «Сын Отечества» - ежедневной газеты либерального и либерально-народнического направления. Энциклопедически образованный, владеющий многими европейскими и восточными языками, Старчевский сделал ее одной из самых популярных в Петербурге. Кроме того им был создан ряд учебников и словарей. Очевидно дом на набережной был выбран Старчевским не случайно. Еще в 1846 г., в январском номере «Журнала Министерства Народного Просвещения» появилась статья, в которой он впервые поставил вопрос о вкладе Николая Петровича Румянцева в отечественную науку, напомнил о неоспоримых заслугах графа.

При Старчевском было произведено одно из капитальных изменений корпусов и частичная перестройка внутренних помещений. Цель перестроек - вновь изменить функцию здания, перестроить его из общественного в жилое. Для этой работы был приглашен архитектор Антон Иоганнович Цим. А. И. Цим превращает дом в доходный и надстраивает 3-й этаж. Сохранив порядок разбивки окон, архитектор полностью меняет лепной декор, выделяя окна парадного второго этажа более сложными наличниками. В главном доме Цим увеличивает высоту окон третьего этажа, над входом сооружает тройной металлический навес в виде зонтика на трех чугунных колонках, который должен был послужить контрфорсом для отклоняющегося портика главного фасада. Внутри здания проводится капитальный ремонт. В главном корпусе была устроена трехмаршевая металлическая центральная лестница, прямоугольная в плане, идущая на высоту всех трех этажей. А. В. Старчевский владел зданием до 1870 г.

В 1882 г. дом покупает герцог Евгений Максимилианович Лейхтенбергский для своей жены Зинаиды Дмитриевны Богарне. Евгений Максимилианович Романовский 5-й герцог Лейхтенбергский, граф Богарне (1847-1901) - второй сын в семье великой княгини Марии Николаевны, дочери императора Николая I, и герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Е. М. Лейхтенбергский воевал в Туркестане в 1860-1867 гг., позднее командовал бригадой улан в русско-турецкой компании 1877-1878 гг., за что получил чин генерала. В 1869 г. герцог Евгений вступил в морганатический брак с Дарьей Константиновной Опочининой (1845-1870), правнучкой фельдмаршала М. И. Кутузова. В этом же году Дарья Константиновна получила для себя и для потомства титул графини Богарне. В 1870 г. родилась их дочь Дарья (Долли), которая была названа в честь матери, скончавшейся в результате тяжелых родов. В 1878 г. герцог вступил во второй брак с Зинаидой Дмитриевной Скобелевой (1856-1899), сестрой знаменитого генерала Скобелева. По Указу императора Александра II от 1878 г., а в 1889 г. Специальным указом Императора Александра III получила персональный титул светлейшей герцогини Лейхтенбергской. В 1882 г. по заказу новой хозяйки в доме начались работы по перестройке интерьеров под руководством арх. А. А. Степанова. З. Д. Богарне была женщиной, обладавшей обаянием магической силы. О чем писали в своих воспоминаниях ее современники. К сожалению, она не долго блистала, как «царица большого света». В возрасте 43-х лет она скончалась после непродолжительной болезни.

В 1740-х годах на участке Английской набережной между Ново-Адмиралтейским и Крюковым каналами, был построен первый каменный дом. Для строительства собственного особняка князь Михаил Васильевич Голицын был вызван из Москвы специальным указом императрицы Анны Иоанновны. Двухэтажное здание, построенное согласно общему плану застройки набережной, ничем не выделялось из окружающих его построек.
После того, как в 1749 году владелец здания скончался, особняк перешел к его бездетному сыну Александру. Александр Михайлович Голицын умер в 1774 году. После этого участок принадлежал английским купцам, что не было редкостью для того района города. Именно поэтому набережная и получила название Английской.

В 1802 году особняк купил граф Николай Петрович Румянцев, сын русского полководца, генерал-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского и Екатерины Михайловны Голицыной. На противоположном берегу в сквере Невы установлен памятный обелиск "Румянцева победам", посвящённый отцу Николая Петровича.

В 1808 году будучи министром коммерции граф получил одновременно еще назначение на должность министра иностранных дел. Он стал государственным канцлером за заключение им Фридрихсгамского договора, согласно которому России отошла Финляндия. В 1814 году граф Румянцев ушел в отставку, но будучи человеком деятельным, он занялся организацией научных исследований в области русской истории. В его доме образовалась богатая коллекция письменных памятников, медалей, монет, предметов декоративно-прикладного искусства. Здесь имелась библиотека из почти тридцати тысяч книг, в том числе русских летописей, трудов русских учёных XVIII - начала XIX века, работы русских исследователей и путешественников. Более трети книг было на иностранных языках. Под хранение этих коллекций был отдан весь третий этаж особняка.
Хозяин же обитал в парадных помещениях второго этажа. Здесь располагались три роскошных зала с золотой лепниной на стенах, с наборным паркетом, с изразцовыми печами.

Высоко и по достоинству оценивая свою коллекцию, граф Румянцев решил передать её государству вместе с особняком под музей. Для постоянного финансирования нужд музея было решено превратить в доходные дома жилые корпуса по Галерной улицы. В 1824 году Румянцев пригласил молодого еще тогда архитектора Василия Алексеевича Глинку для перестройки здания под музей. Зодчий постарался сохранить объём и пропорции здания, но полностью преобразил фасад. Теперь особняк был украшен двенадцатиколонным портиком. В тимпане размещён барельеф "Апполон-Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины", выполненный скульптором И. П. Мартосом. Рядом с ним размещены атрибуты наук и искусств, которые символизируют увлечения владельца дома. За этот проект молодому архитектору было присвоено звания академика.

Перестроили внутренние помещения, приобрели специальную музейную мебель. В одном из залов разместили галерею портретов родственников Румянцева, в том числе и портрет основоположника музея графа Румянцева, кисти английского художника Доу. 28 мая 1831 года музей был открыт для бесплатного посещения всеми желающими, без различия сословий и званий. Но после смерти младшего брата основателя музея финансовые дела его пошли всё хуже и хуже. Вследствие чего музей был перевезен в Москву и размещен в доме Пашкова.

В конце 19 века архитектор Александр Александрович Степанов переустроил особняк для семьи Богарне, тогдашних владельцев особняка. Необходимо было делать срочный ремонт из-за деформации цокольного этажа. Для укрепления его нижняя часть дома была существенно усилена, был сделан крытый каменный подъезд. Две боковые двери превратились в окна, а центральную дверь расширили. В доме была установлена мраморная лестница, для чего архитектор Степанов придал стене здания, выходящей во двор, полукруглую форму. В стиле историзма были оформлены парадные залы особняка: Белый (Танцевальный) зал, Дубовый кабинет, Концертный зал.

После революции в особняке размещались различные конторы и коммунальные квартиры. В 1938 году особняк Румянцева передали Музею истории и развития Ленинграда, который тогда размещался в Аничковом дворце. Здание снова подверглось реконструкции, поэтому музей открыт был тут только в 1955 году. Сейчас "Особняк Румянцева" является отделением Государственного музея истории Ленинграда.

В 1802 году граф Румянцев выкупил здание на Английской набережной у семьи Голицыных. Впоследствии этот дом под руководством графа стал центром наук и хранилищем исторических экспонатов.

Предыстория

Когда Румянцев был за рубежом по долгу службы, он начал коллекционировать предметы русской культуры и истории, уделяя особое внимание первым печатным книгам, старинным рукописям, церковным книгам, государственным документам. Ему удалось воссоздать собрания, удивляющие качеством и богатством.

Историческая справка

В 1814 году Румянцев подал прошение об отставке и полностью занялся изучением русской истории. Он собрал около себя ученых, итогом научной работы которых стало издание нескольких десятков книг и основание музея.

В 1824 г. граф начал реконструкцию Румянцева был оформлен величественным 12-колонным портиком. Под крышу этого роскошного строения был помещен горельеф известного скульптора И. Мартоса со сценой из древнегреческой мифологии. Таким предстает перед нами дворец и в наше время.

В 1826 году граф Румянцев ушел из жизни, поручив своему брату сделать из дома со всеми его коллекциями музей. Желание графа было исполнено, и в доме основан музей, в экспонаты которого вошли все предметы, собранные графом. Посещение музея какое-то время оставалось полностью бесплатным, и войти внутрь и познакомиться с представленными экспонатами мог любой человек. Но после кончины брата графа, на деньги которого жил музей, в истории особняка начался период регресса.

Ближе к концу XIX века музей перенесли в Москву. Сам особняк Румянцева поменял многих хозяев. После 1917 года его комнаты и залы разобрали самые разные структуры.

В 1938 году особняк Румянцева был сдан во владение Музею истории и развития Ленинграда.

Современность

К 2003 году особняк Румянцева в Санкт-Петербурге был полностью отреставрирован. Интерьер залов был восстановлен согласно их виду и убранству в 1880-х годах. На сегодняшний день в особняке располагаются экспозиции проходят тематические выставки и музыкальные вечера.

Особняк Румянцева, точнее, музей, обустроенный внутри, располагает 4 постоянными экспозициями: "История здания и его владельцев", "НЭП. Образ города и человека", "От будней к праздникам. Этюды из 30-х гг." и "Ленинград в годы войны".

В помещениях первой экспозиции можно увидеть историческую документацию, связанную с самим особняком, копии его архитектурных планировок, посмотреть интерьер особняка в начале XX века, познакомиться с данными обо всех собственниках этого дома и увидеть их лица на портретах. Один из подразделов экспозиции рассказывает о самом графе Румянцеве.

Вторая экспозиция отражает времена НЭПа в истории города. В помещениях и комнатах воссозданы типовые виды Петербурга того времени: "Мастерская сапожника", "Ресторан", "Ателье модистки", "Коммунальная кухня" и другие. Звучащая музыка и пробегающая на экране городская кинохроника позволяют посетителям целиком погрузиться в атмосферу тех лет. Кроме того, в экспозиции есть различные печатные материалы: афиши кинофильмов, календари, газеты, книги.

Третья экспозиция поведает гостям о 30-х годах. Здесь можно посмотреть одежду тех времен, предметы обихода и фотоснимки, продукцию, которую производили фабрики того периода.

Четвертая экспозиция посвящена блокаде Ленинграда. Здесь можно увидеть бомбоубежище и знаменитую записную книжку школьницы рассмотренную на Нюрнбергском процессе, а также доказательства голода во время войны ‒ заменители продуктов и блокадный хлеб.

Особняк Румянцева в СПб: отзывы

Место это действительно заслуживает внимания. Жители Петербурга и гости города выделяют интересные коллекции, которыми располагает особняк Румянцева. Фото есть в статье, и можно сказать, что само здание имеет поистине впечатляющий вид.

Заключение

Особняк графа Румянцева уже со времен своего основания стал жизни Северной столицы. Граф выполнил бесценную просветительскую работу на безвозмездных началах: он собрал уникальную коллекцию самых разных исторических предметов, древних рукописей, церковных книг и других памятников русской истории и культуры.

Особняк Румянцева (Санкт-Петербург, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

История

Свой торжественный, монументальный вид здание обрело не сразу. Изначально это было каменное строение, принадлежавшее князьям Голицыным со времени его постройки в 1740-х гг. Спустя 30 лет владельцы решили его перестроить. Проектом занялся первый российский профессор архитектуры, преподававший в Императорской Академии художеств, Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот. Он заложил архитектурные пропорции здания, сохранившиеся и по сей день: особняк в три этажа на 11 осей.

Познее Голицыны расстались с владением. Дом кочевал между английскими торговцами, пока в 1802 г. его не выкупил дипломат Николай Румянцев. В 1808 г. Александр I назначил его министром иностранных дел: возникла необходимость преобразовать здание так, чтобы оно привлекало внимание и соответствовало статусу хозяина.

Именно при Румянцеве появился выдающийся портик на высоком цоколе с дюжиной колонн, поддерживающих крышу.

Николай Румянцев всю жизнь коллекционировал памятники российской истории. После его смерти брат Сергей Петрович по устному поручению создал из особняка и собраний родственника первый в России частный музей. Однако в здании на Английской набережной он оставался 30 лет, а затем был перенесен в Москву, в Пашков дом, поскольку с уходом Сергея Румянцева особняк начал приходить в упадок.

Вновь последовал калейдоскоп перепродаж; первый же покупатель переделал роскошное строение из общественной площадки в жилое помещение, организовав доходный дом.

В годы Революции особняк опустел. Позднее здесь разместили облсоюз, центр социального страхования, Леноблкоопсоюз, школу пионервожатых и другие организации. Были и жилые квартиры. С 1938 г. помещения начали постепенно передавать Музею истории Ленинграда, но последние жильцы покинули здание только в начале 90-х.

Что посмотреть

Сегодня в особняке Румянцева располагаются экспозиции Музея истории Санкт-Петербурга, посвященные жизни города в начале 20 века, а также его обороне во время Великой Отечественной войны.

Кроме того, можно посетить экскурсию, рассказывающую о самом доме и его хозяевах. Гостей проводят по отреставрированным парадным залам. В большинстве из них сохранились подлинные люстры и зеркала эпохи Наполеона, воссозданы интерьеры, реставрация продолжается и сейчас.

Наибольший интерес представляет роскошная парадная лестница из мрамора. Ее возвели в 1882 г., когда владелицей особняка стала жена Его императорского высочества 5-го герцога Лейхтенбергского Зинаида Богарне. В эти годы появилась и боковая дубовая лестница, которую также демонстрируют туристам.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, Английская наб., 44 (станция метро «Невский проспект»). Веб-сайт .

Часы работы: четверг-понедельник с 11:00 до 18:00; вторник с 11:00 до 17:00. Взрослые билеты - 200 RUB, учащимся и пенсионерам - 100 RUB. Цены на странице указаны на август 2018 г.