Международный холдинг STRABAG SE продал финскому концерну ЕКЕ участок на Лиговском проспекте, 60-62, рядом с парком Сан-Галли, в Петербурге. Как сообщили 6 июня в компании Colliers International, представлявшей интересы продавца, на участке площадью 2,5 га можно построить как жилой комплекс (более 30 тысяч кв. м), так и офисно-торговый центр (более 75 тысяч кв. м).

По словам Риитты Экенгрен, президента EKE Group, в компании еще не решили, какой вариант развития территории выбрать.

«Жилой комплекс в самом центре деловой активности и общественной жизни города, при этом по соседству с живописным парком, однозначно будет востребован. В то же время проект офисно-торгового комплекса полностью готов к старту строительства и может быть реализован по схеме built-to-suit – под конкретного заказчика. Разрешение на его строительство уже получено», – заявила президент финского холдинга.

Напомним, «Фонтанка» ранее писала, что многофункциональный с гостиницами под названием San Gally Park на Лиговском проспекте, 60-62, должны были построить еще в 2007 году. Около $150 млн намеревался вложить инвестор Raiffeisen Evolution, который принадлежит австрийским холдингам Raiffeisen (банки), UNIQA (страховщики) и Strabag (строительные фирмы). Инвестор выкупил участок, в 2008 году начал снос корпусов, но столкнулся с поправками в Правила землепользования и застройки и был вынужден снизить проект одиннадцатиэтажного 42-метрового комплекса до семиэтажного 28-метрового. Тем не менее к 2011 году было завершено общее проектирование, разработан проект газовых котельных, наружного газопровода, проведены экологические изыскания. В 2011 году застройщик получил разрешение на строительство и приступил к работам. Однако архитектурные эксперты сочли проект «чужеродным» для Северной столицы. Строительство застопорилось. Внешний вид полуразрушенных строений бывшего завода за следующие пять лет не изменился. В апреле 2016 года в ООО «Райффайзен эволюшн прожект девелопмент» (генподрядчик) нашему изданию заявляли о том, что строительство уже начато, но никакой конкретики не предоставили.

В Colliers International 5 июня пояснили, что проект не был реализован из-за изменений в градостроительном законодательстве и падения ставок аренды на рынке офисной недвижимости. Инвестиции в строительство оценивались в 200 млн евро. Площадка, ранее принадлежавшая Raiffeisen Evolution, перешла в собственность STRABAG Real Estate GmbH (SRE) в декабре 2016 года.

Отметим, что после продажи этого участка у холдинга STRABAG SE больше не остается ни одного проекта в Петербурге. Компания также продает офисное здание класса А на Ленинском проспекте, 119 в Москве и, таким образом, вообще уходит с российского рынка.

Затейливые чугунные решетки, фонари и флагштоки, украшающие особняк снаружи, выдают его принадлежность. Построенное в стиле флорентийского палаццо, здание принадлежало чугунолитейному магнату Францу Сан-Галли. Если посмотреть на дом со стороны сада, то на крыше видна граненая башенка, откуда заводчик наблюдал за всей территорией своего предприятия.

История особняка Сан-Галли

Особняк построил в 1872 году для многочисленного семейства Сан-Галли В доме все - до последней мелочи - было сделано по рисункам архитектора, но руководил строительством, вникая во все процессы, владелец особняка. Магнат объяснял

это вполне разумно: «Ты сам должен знать и располагать, как

хочешь жить, а архитектор даст совет и выработает детали постройки».
В состав империи Сан-Галли входили также дома для

заводских инженеров и техников, городок для рабочих и школа

для их детей.
Завод Сан-Галли славился невероятным разнообразием изделий из чугуна: балконнами решетками, уличными фонарями, паровыми котлами, гимнастическими гирями, печами, кроватями, унитазами и даже операционными столами.

Особую славу Франц Карлович Сан-Галли заслужил как изобретатель отопительного радиатора, или, проще говоря, батареи, ставшей столь привычной. Она впервые появилась в России 150 лет назад.

He сохранился еще один дом - вернее домик, который Франц Карлович выстроил для своей жены проявив удивительную для такого делового и хваткого человека чуткость. «Так как я был на 8 лет старше жены, то думал, что умру раньше ее и что она не захочет жить одна в таком большом доме, и потому устроил для нее маленький особняк среди парка у завода».



Особым украшением интерьера особняка стали витражи, созданные в мюнхенской мастерской под

руководством русского художника В. Д. Сверчкова. Каждый из

них выполнен на сюжет одной из сказок братьев Гримм: «Семь

воронов», «Спящая красавица» и «Белоснежка». Известно, что

в этом особняке были и другие расписные окна. Существует

фотография картона витража «Кот в сапогах», хранящаяся в

Государственном Эрмитаже.

В 2007 году в связи с приспособлением особняка Ф. К. Сан-Галли под представительские цели стеклянные картины были отреставрированы Евгением Ивановым и засияли во всей своей красе. В наши дни в Петербурге сохранились пять виражей выполненных в мастерской В. Д. Сверчкова, из них три особняке Ф. К. Сан-Галли.

Адрес: Лиговский проспект, дом 62.


Как найти: от станции метро «Лиговский проспект» идти направо - в сторону Московского вокзала.

Когда идешь по четной стороне Лиговского проспекта, дома 60 и 62 неизменно привлекают к себе внимание. Дом 62 — особняк Сан-Галли весьма красив и находится в более менее приличном состоянии. А вот дом 60 — бывшее здание чугунолитейного и механического завода Ф.К. Сан-Галли — пребывает, увы не в лучшем виде. Ранее фасад здания, выходивший на Лиговский проспект, был затянут тряпичным псевдофасадом. Но теперь маскировка исчезла, и здесь вновь красуются изрядно обветшавшие родные стены. На общем фоне неплохо сохранились разве что массивные железные ворота со скульптурами двух мальчиков (это античные боги Гермес и Гефест в детстве). На воротах висит информационный баннер, сообщающий о строительстве тут многофункционального комплекса со сроком сдачи в 2018 году, однако материал его совсем обтрепался, и текст местами плохо читается. Мы побывали на месте в первых числах августа и смогли убедиться (насколько видно сквозь ворота), что территория, предназначенная под строительство, производит впечатление заброшенной, и работы там не ведутся.

Ничего удивительного в этом в общем-то нет. Вот уже не первый год данный участок рядом с Сангальским садом ходит в числе перспективных, однако до строительства дело никак не дойдет. Начать с того, что австрийская компания «Raiffeisen Evolution» собиралась построить тут многофункциональный комплекс (о чем до сих пор извещает уже упоминавшийся нами уличный информационный баннер). Однако проект стал нерентабельным, после того как городским правительством был принят ряд изменений в градостроительное законодательство, а также вследствие снижения арендных ставок на офисном рынке. В декабре прошлого года территорию, где должен был расположиться несостоявшийся комплекс «Сан-Галли Парк», выкупила другая австрийская компания — «STRABAG Real Estate GmbH» (SRE). Однако и она к строительству не приступила. Девелопер «SRE» принял решение уйти с российского рынка и выставил на продажу свои активы в России. Таким образом, участок на Лиговском, 60-62 был в очередной раз перепродан. В июне 2017 года его обладателем стал финский концерн «EKE Group» . Застройщик авторитетный, надежный, в Петербурге он уже известен довольно оригинальным жилым комплексом «Две эпохи» на Васильевском острове. Можно надеяться, что и на Лиговском проспекте компания построит достойный этого места объект. Как сообщает официальный сайт компании, ее руководство рассматривает два варианта: либо построить на этом участке офисный-торговый комплекс под конкретного заказчика (благо разрешение на строительство ранее уже было получено), либо возвести тут жилой комплекс.

В августе 2017 года, побывав на месте и убедившись, что там пока затишье, мы навели справки в «EKE Group» . Представитель компании сообщил нам, что в настоящее время территория будущей стройки огорожена, и работы на стройплощадке действительно не ведутся. Что касается перспектив, то руководство компании намерено все-таки реализовать тут жилищный проект. В настоящее время рассматриваются предложения ряда архитекторов. По замыслу здесь будет построен жилой комплекс средней этажности. Большого количества квартир не планируется, девелопер не намерен устраивать тут «муравейник». Это будет хороший просторный жилой комплекс бизнес-класса. Пока идут работы над проектом. Разрешение на строительство в настоящее время еще не получено. В компании предполагают, что строительство может начаться примерно через год, а в продажу комплекс, вероятнее всего, выйдет в конце 2018 года.

Фото - Mary , 2011.

Особняк Ф. К. Сан-Галли

Пам. арх. (регион.)

1869-1870 - арх. Рахау Карл Карлович

В 1869-1872 гг. для владельца Чугунолитейного и механического завода Ф. К. Сан-Галли и его семьи арх. К. К. Рахау был выстроен в стилизованных формах ренессанса двухэтажный, на высоких подвалах, особняк рядом со зданием главной конторы , от которого он отделялся лишь въездными воротами на «малый» двор завода. Ворота довольно просты, лишь их чугунные столбы украшают крупные шишки.

Рахау использовал в отделке особняка Сан-Галли мотивы флорентийской архитектуры. Внутренняя архитектурная отделка, предметы роскоши, комфорта и вся мебель произведены в Петербурге, за исключением драконов из цинка над водосточными трубами, изготовленных в Берлине.

Весь металлический декор в составе здания: балконы, крыша, козырьки над подъездами (парадным и дворовым), лестницы, металлическая конструкция зимнего сада и т. д., а также устройство отопления, водопровода, канализации, ванной, кухни, туалетов, гладильной, прачечной, конюшни и других вспомогательных служб были выполнены хозяином особняка на собственном заводе.

Парадный вход в особняк оформлен небольшим двухколонным портиком. Фронтон поддерживается двумя чугунными колоннами с каннелюрами и капителью коринфского ордера. Раньше к нему примыкал двускатный навес, перекрывающий весь тротуар, чтобы можно было в непогоду прямо с мостовой, выйдя из экипажа попасть в его укрытие. На полу тамбура выложена камнем дата окончания строительства - 1872.

Здание во всех его частях, вся внутренняя архитектурная и художественная отделка, все специальные хозяйственные устройства, предметы роскоши, комфорта и вся мебель произведены здесь, в Петербурге, исключая драконов из цинка над водосточными трубами, исполненных по рисунку в Берлине, и живописи на стекле в столовой - произведение художника Сверчкова в Мюнхене. Все металлические части, вошедшие в состав здания, балконов, крыши, подъезда, лестницы, железная конструкция зимнего сада, а также устройство отопления, вентиляции, водопроводов и водоотводов, ватерклозетов, ванной, кухни, гладильной, прачечной, конюшни и друг. исполнены на собственном механическом заводе. Из них замечательны: a) Устройство отопления и вентиляции. Отопление здания и зимнего сада водяное, низкого давления, производится одним центральным водогрейным котлом, посредством ведущих от него по отдельным помещениям нагревательных чугунных и железных труб с батарейными аппаратами. Вентиляция производится с искусственным нагреванием и увлажнением, в 2-х камерах, приводимого из сада свежего воздуха. Свежий, нагретый воздух входит во все господские комнаты чрез душники каналов, ведущих из вентиляционных камер. Вытягивание испорченного воздуха в обыкновенные дни происходит днём чрез душники вытяжных каналов в кухне, ватерклозетах, ванной, гладильной, прачечной и людских, а ночью - из спален. Для экстренных случаев на время балов или многочисленных собраний, действуют особые сильные вытяжки из зала над люстрой, в столовой, в кабинете и друг., которые обыкновенно закрыты, по излишеству. Нагревание достигается весьма равномерное, а воздух повсеместно чист и достаточно влажен. b) Зимний сад замечателен железною конструкцией стеклянной крыши; верх, т. е. собственно крыша, устроен из двойных рам, для воспрепятствования примерзания к стеклу снега, а бока - из одиночных рам. Несмотря на большую охлаждающую поверхность, температура достаточно поддерживается отоплением от того же котла; температура при сильных морозах даже ночью не бывает ниже 18°. c) Кухня с большой чугунной плитой, К которой приспособлена пекарная печь, котлетная печь, водогрейный прибор, духовые печи и проч.; также имеется механический вертел. Рядом с кухней гладильная с гладильною печью. d) Прачечная с сильной вентиляцией. В ней очаг с бутильниками, центробежная выжимная машина, американский каток, сушильный шкаф с выдвижными вешалками, водопровод ко всем лоханям и аппаратам, водопровод с трапом и проч. e) Конюшня с чугунными яслями, с кормушкой и водопоем с проводом к ним воды; грязная вода из конюшни отводится чугунными желобами с трапом, а для вентиляции устроен приток свежего и вытягивание испорченного воздуха. Стоимость здания не определена в точности, так как здание строилось без сметы. Застраховано: собственно здание в 186,000 руб., движимое имущество в 84000 руб. Приблизительная стоимость здания, включая движимое имущество, 300 тысяч рублей.

(«Зодчий», 1877, Вып. 8, С. 74-75, добавил miraru1)

До 2006 г. в особняке находилось заводоуправление ОАО «Санкт-Петерургского завода бумагоделательного машиностроения» (ОАО «Буммаш СПб»). В конце 2005 г. заводоуправление несуществующего предприятия, превратившегося в фирму по сдаче офисов в аренду, перебралось во флигель дома № 58 по Лиговскому пр ., в то помещение, где в советское время находился партком НПО «Ленбуммаш».

Ф. К. Сан-Галли в 1850-х гг. приобрел доходный дом на Невском пр., 8 , в котором во флигеле держал свой магазин. Второй магазин был на Невском, 60 .

В 1875-1876 гг. с другой стороны Главной конторы архитектором К. К. Рахау был возведен доходный жилой дом в стиле эклектики для служащих завода Сан-Галли.

В 1880-1881 гг. арх. Д. Д. Зайцевым был возведен большой дом (Лиговский пр., 64) для родственников фабриканта, служащих завода.

В 1879-1880-х гг. при заводе Сан-Галли была построена колония жилых домов для рабочих, проект которой разработал арх. Д. Д. Зайцев. Колония состояла из 22 построек: восемнадцати двухэтажных деревянных домов, школы, служебного здания с магазином, погреба и беседки. Все жилые дома располагались симметрично вдоль широкой улицы - аллеи, проходящей по главной оси комплекса построек, которая замыкалась беседкой, расположенной в небольшом парке. Жилые здания были двух типов: 16 домов с 8-ю двухкомнатными квартирами и два дома с 12-ю однокомнатными квартирами, снабженными водопроводом

Здание школы колонии сохранилось в перестроенном виде. Двухэтажную постройку в советское время надстроили третьим этажом. Два парадных входа, располагавшихся по краям ее, были превращены в окна, вход остался лишь со стороны двора. После революции здесь размещался детский сад, затем общежитие для рабочих, потом инженерные службы завода «Буммаш».На рубеже 1960-1970-х гг. его соединили с двухэтажным домом магазина и служб колонии корпусом такой же высоты.(1*)

В 1918 г. имущество семьи Сан-Галли было национализировано. Как и раньше завод снабжал весами продовольственные организации Петрограда и провинции, изготавливалось кухонное оборудование, дезинфекационные камеры Завод был универсальным, поэтому в июле 1921 г. название "Универсаль", а в октябре 1922 г. стал называться "Кооператор". Завод внес большой вклад в дело внедрения метрической системы весов в Советском Союзе. После некоторой полемики в октябре 1930 г. Совнархоз РСФСР решил перепрофилировать завод "Кооператор" для производства бумагоделательного оборудования. К началу 2-ой пятилетки новый профиль завода окончательно определился, и его переименовали в "Завод бумагоделательного машиностроения имени 2-ой пятилетки". До Великой Отечественной войны был выпущен ряд машин для производства различных видов бумаги.

В годы войны завод был переключен на выпуск оборонной продукции: снарядов, мин и т.п.В 1943 г. началось возвращение к мирному труду. В 1949 г. была изготовлена очередная бумагоделательная машина. До начала 1960-х гг. завод оставался единственным в стране специализированным предприятием по выпуску бумагоделательного оборудования.

В 1966 г. завод был переименован в Опытный завод бумагоделательного машиностроения, затем вошел в образованное НПО "Ленбуммаш" имени 2-ой Пятилетки.

В середине 1970-х гг. на заводе был организован специальный участок по ремонту решеток и металлического декора Ленинграда. В 1975-1978 гг. была проведена реставрация Воронихинской ограды у Казанского собора (2*)

Фонтан "Рождение Афродиты" был установлен в 1870-е гг. перед особняком Сан-Галли. Автор проекта - арх. Иван Горностаев. В последнее время воды в нем не было, а в начале XXI века скульптуру убрали и в 2006 г. засыпали чашу.

Сама скульптура отреставрирована в 2004 г. и отдана на хранение Комитету гос. инспекции по охране памятников: в Сангальском саду установят копию.

1965: Завод им. 2-й пятилетки бумагоделательного оборудования - Лиговский пр., 60/62 ( С. 57)

1965: Институт "Буммаш" ЦНИИ по проектированию оборуд. для целлюлозно-бумажной промышленности

Госкомитета химич. и нефтяного машиностроения при Госплане СССР (так в оригинале) - Дворцовая пл., 6/8 С. 62

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения на основании распоряжения губернатора Санкт-Петербурга №109-ра от 29.01.2003 г. (7802498003).

Уникальный комплекс, включающий в себя особняк, жилые дома, сад, здание заводоуправления, контору, сам завод разместился между Лиговским проспектом и железнодорожными путями Октябрьской железной дороги по воле замечательного человека, много сделавшего для города, Франца Карловича Сан-Галли.

История предприятия начинается с 1853 года, когда Франц Карлович, небогатый, но образованный выходец из Германии, купил "пустопорожние места" по набережной Лиговского канала и основал здесь кузнечную мастерскую. В течение нескольких десятилетий маленькая мастерская превратилась в большой завод. К началу ХХ века завод выпускал самые различные изделия - паровые машины, котлы, фонари, балконы, ограждения, решетки и т.д. Кроме частных заказов, на заводе изготавливались металлические конструкции оранжерей и павильонов, мосты и подъемные машины для Гатчины и Царского Села, паровые машины для электрического освещения Зимнего дворца и многое другое. Все металлические конструкции и декоративные элементы зданий завода изготавливались здесь же, а их было немало: конструкции особняка и зимнего сада при нем, отопительные приборы и печи, металлическая ограда со скульптурами, чугунные львы у конторы владельца, козырек, флагштоки и великолепная ограда сада. В 1882 году за свои фабричные изделия фирма получила Государственный герб. Среди изделий завода Сан-Галли были знаменитые ворота Зимнего дворца, решетка Таврического сада, железные решетки для Павильонного зала в Эрмитаже, удивительной красоты детали интерьера, фонарные столбы, вазы, флагодержатели, фонтаны... Множество чугунных балконных решеток, изготовленных на заводе Сан-Галли, до сих пор украшают наш город. Ввел их в повседневный строительный обиход именно Франц Карлович. Его решетки прекрасно смотрятся вблизи и на просвет и до сих пор, сохраняя прочность, надежно ограждают балконы. Стоит сходить полюбоваться балконами домов, скажем, на Караванной, 24, Миллионной, 29 и 15, или Малой Морской,6.

Застройка территории заводского комплекса продолжалась чуть ли не 50 лет, ею занимались несколько петербургских архитекторов, работавших в разной стилистической манере. В 1860-1880-е годы здесь работали Н.А. Газельмейер, И.И. Горностаев, А.А. Докушевский, Д.Д. Зайцев, К.К. Рахау и К.Ф. Фейерейзен. В 1890-1910-е годы строительство продолжили Г.Г. Гансон, В.Р. Курзанов, Ф.К. Миритц, К.Г. Резцов. Каждый из архитекторов решал творческие задачи по-своему в соответствии со временем, собственными установками и назначением построек. Поэтому архитектура построек представляет широкий спектр разных направлений конца XIX - начала ХХ века. В основном архитектурно-пространственная среда сложилась окончательно в 1910-е годы.

В 1872 году выдающийся мастер эклектики К.К. Рахау построил особняк для семьи Сан-Галли. Он же построил
контору, жилой дом и несколько производственных корпусов. Проект особняка разрабатывался при непосредственном участии самого заказчика. Особняк является замечательным образцом зрелой эклектики. Фасады выдержаны в стиле флорентийского палаццо, с рустованными стенами и далеко вынесенным венчающим карнизом. Великолепие разнообразных по стилистике интерьеров, уникальные витражи, резьба, богатый металлический декор, а также оригинальное инженерное решение делают это здание одной из вершин петербургской архитектуры конца XIX века. Здание, окрашенное в голубой цвет, парадным крыльцом выходит в сад. Крыльцо украшали два бронзовых льва, отлитых на заводе Сан-Галли. Сейчас эти львы украшают Парк Победы на Московском проспекте. В дворовой части особняка на Лиговке, жили инженеры и мастера завода. Перед крыльцом дома был устроен фонтан, украшенный скульптурной группой чугунного литья, изображающей рождение Афродиты, стоящей на морской раковине и окруженной морскими существами, из пастей которых били струи фонтана. Скульптура была отлита на заводе Сан-Галли в начале 1890-х годов по модели неизвестного французского скульптора. Первоначально фонтан украшал интерьеры особняка Сан-Галли. В 1930-х годах, во время очередной реконструкции, «Афродита» была перенесена в сад, где стала стремительно разрушаться. Сейчас скульптура находится на реставрации в мастерских ООО «Интарсия».

Дом был наполнен картинами известных русских художников, мраморной и бронзовой скульптурой. Кое-что из тех интерьеров особняка уцелело до наших дней: вестибюль с атлантами и кариатидами, хозяйский кабинет с большим камином, курительная комната «в восточном вкусе» и расписные витражи в приемной. Снаружи особняк украшен узорочьем чугунных решеток, фонарями и флагштоками, которые были изготовлены здесь же на заводе. Если посмотреть на дом со стороны сада, то на крыше можно увидеть граненую деревянную башенку, откуда хозяин мог наблюдать за всей территорией завода.

Здание конторы решено более лаконично - с большими прямоугольными окнами-витражами. Лишь чугунные львы у
входа и простой карниз с сухариками да романские капители колонн в интерьере смягчают его утилитарность.

Так же просто выполнены фасады проходной и заводоуправления, оформившие лицевую застройку. Архитектор А.А. Докушевский придал им характер торгово-деловых зданий. Композиция главного фасада заводоуправления симметричная. Главный мотив, предвосхищавший будущий модерн - аркада. Три большие трехцентровые арки, обрамленные архивольтами, заключают внутри себя зеркальные окна-витрины.

В той же манере архитектором Д.Д. Зайцевым в глубине заводской территории была построена одна из первых рабочих жилых колоний, состоящая из 18 деревянных домов со службами, ледником и небольшим садом с беседкой. Дома были выполнены в духе русской народной архитектуры, с узорочьем. Комплекс имел водовод и газовое освещение.

К сожалению, большая часть этого замечательного городка не сохранилась, остались лишь каменные здания училища и служб. Не дошли до нас в первоначальном виде и производственные корпуса, построенные по проекту архитектора К.ф. Фейерейзена в характере рациональной архитектуры, предвосхищающей будущей конструктивизм. После 1917 года большинство корпусов было перестроено, часть снесена.

Более или менее сохранились здания, расположенные вблизи Лиговского проспекта, - особняк, заводоуправление, контора и проходная. Эти здания, а также сад состоят под государственной охраной. Сад, по сию пору сохранивший свое название - Сангальский, был разбит на месте капустных огородов и был вытянут в длину от Лиговского проспекта до Николаевской железной дороги. Со стороны Лиговского проспекта сад огорожен сохранившейся великолепной решеткой с воротами, отлитой в 1873 году здесь же, на заводе, по проекту архитектора И. Горностаева.

Интересы Франца Карловича были широки и многообразны. В 1872 году его избрали гласным Городской Думы. За 20 лет его работы в Думе при его активном участии в Петербурге были разработаны, введены в строй, и прочно вошли в обиход водопровод, конно-железная дорога, скотобойни, Сенной и другие рынки, электрическое освещение, больницы и батареи водяного отопления, изобретателем которых был сам Франц Карлович. Даже само слово «батарея» было введено в обиход Ф. К. Сан-Галли. На фотографии, которую мы приводим, видно, какого качества было литье на заводе Сан-Галли.

К одним из многочисленных нововведений, которые с легкой руки Франца Карловича прочно вошли в жизнь города, принадлежит и основание и устройство общественных туалетов. С этим нововведением связана курьезная история, которая каждый раз рассказывается по-разному, но суть ее сводится к следующему. В Петербурге жила одна дама, отличавшаяся легкостью мысли и поведения необычайной. Она скончалась, оставив большой капитал. Когда встал вопрос о том, как им распорядиться, Государь велел передать капитал Городской Думе на нужды сирот. Но думцы, среди которых было немало тех, кто лично знал почившую, отказались принять «непотребные деньги». Тогда Сан-Галли, возмущенный ханжеством заседателей, предложил употребить эти деньги на создание первых общественных туалетов в Петербурге.

Франц Карлович Сан-Галли умер в 1908 году. Но до самой революции 1917 года завод на Лиговке пользовался такой же доброй славой, как и при жизни его основателя.

В советское время завод Сан-Галли стал «Буммашем». Потом территория завода, парка и прилегающих зданий пришла в упадок. Чуть более года назад особняк Сан-Галли выкупили и отреставрировали, привели в порядок парк, разбили аллеи, клумбы, построили новую детскую площадку.