Завтра, 4 ноября, в России будет отмечаться прекрасный и на долгое время незаслуженно забытый праздник — День народного единства .

В новой России этот праздник отмечается лишь с 2005 года, но стоит вспомнить, что до революции 1 ноября (22 октября по-старому) с 1649 года и до самого 1917 г. отмечаемый в этот день Праздник в честь Казанской иконы Божией Матери (в память об избавлении Москвы и России от поляков в 1612 г.) отмечался на государственном уровне.

Главными героями торжества были гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, которым и поныне на Красной площади стоит памятник, самый первый памятник в Москве .

Изначально установить памятник планировали в 1812 г. к двухсотлетнему юбилею изгнания поляков Вторым ополчением под предводительством князя Пожарского и гражданина Минина.

Памятник должен был украсить площадь перед Кремлем в Нижнем Новгороде, где и собиралось ополчение.

Сюжет памятника: нижегородский гражданин Минин указывает князю Пожарскому на Кремль и призывает его подняться на борьбу с поляками. Князь в тот момент под Нижним Новгородом отдыхал и лечился от ран, полученных в московских боях в ходе Первого ополчения. Кузьма Минин передает ему меч, как будущему военному начальнику, а сам же обязуется найти собрать средства и людей.

Что интересно, сначала по замыслу скульптора Ивана Мартоса оба великих мужа стояли, но запротестовала тогдашняя: «Как же можно, чтоб знатный князь на равных стоял рядом с простолюдином!?»

Средства на памятник собирались по всей России и, его, наконец, решили поставить в центре Красной площади в Москве в 1818 г.
Хотя в Нижний Новгород водными путями из Петербурга в Москву памятник все же заехал.


Торжественное открытие памятника в 1818 г. Обратите внимание на старые Верхние торговые ряды.

До строительства нынешнего ГУМа в 1890-х (новые Верхние торговые ряды) площадь выглядела так:

Но вернемся к памятнику. Барельефы на нем тоже отражают два ключевых момента из истории Второго ополчения.

Спереди постамента горельеф изображает граждан-патриотов жертвующих свое имущество на благо Родины. Это гражданский подвиг.

Слева можно видеть самого Ивана Мартоса, автора памятника, отдающего Отечеству самое дорогое — двух своих сыновей.
И, действительно, сыновья Ивана Мартоса прошли через Отечественную войну 1812 г. Один из сыновей был послан на учебу в Италию, где был убит наполеоновскими солдатами в 1813 г.
Всего у Мартоса было 6 дочерей и 4 сына от двух браков.


Иван Мартос. Портрет работы П.О.Росси

В 1910 г. в журнале «Сатирикон» И.Л.Оршер следующим своеобразным путем описывал историю образования ополчения:

Однажды на площади появился человек в форме мясника и закричал:
— Заложим жен и детей и выкупим отечество!
— Заложим! — загудела толпа. Кузьма Минин заложил (впоследствии оказалось, что это был он), пересчитал деньги и сказал:
— Маловато!
И, воодушевившись, снова воскликнул:
— Продадим дворы и спасем отечество!
— Продадим! — снова загудела толпа. — Без жен и детей дворы ни к чему.
Тут же наскоро стали продавать дворы и вырученные деньги отдавали Минину.

Кто покупал дворы — никому из историков не известно. А может быть, известно, но из стыдливости они это скрывают. Полагают, что была основана тайная патриотическая компания по скупке домов и имущества.

«Странно, — замечает один иностранный историк, имя которого мы дали слово держать в секрете. — Всех принуждали продавать дома; кто не хотел добровольно продавать дом, того принуждали. Как же в такое время могли появляться люди, которые осмеливались покупать дома?»


На щите у Пожарского — лик Спаса Нерукотворного.

Горельеф с задней части постамента изображает уже князя Пожарского, гонящего поляков из Москвы. Это военный подвиг.


Проработка деталей просто изумляет

После революции снести памятник ни у кого не поднялась рука, единственно его переместили в 1931 г. с центра площади к Собору Василия Блаженного — мешал парадам.
Правда, еще ходила легенда, что кому-то сверху не понравился указующий жест Минина с призывом освободить Кремль от временщиков. К тому же, кто-то в один день нацарапал на постаменте: «Гляди-ка, Князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась» (по другой версии: «Гляди-ка, Князь, какая мразь у стен кремлевских разлеглась»).

Если памятник стоял бы сейчас на прежнем месте, то вид был бы примерно таким:

Или таким:

А нижегородцы памятник все-таки получили. Копию работы небезызвестного Церетели в 2005 г. поставили у Кремля на той самой площади, где некогда Минин созывал ополчение.

С наступающим праздником!

Будете на Красной площади подойдите к памятнику, чтобы почтить память героев.

Кроме того, завтра 4 ноября 2010 г. на Красной площади пройдет официальное освящение и открытие надвратной иконы Николая Чудотворца на Никольской башне.
Видеть ее можно уже сейчас:

Также напомним, что ранее, 28 августа 2010 г. была открыта и освящена икона Спаса на Спасской башне:

Находится всего три монумента, но посмотреть на них приходят десятки тысяч туристов. Царь-пушка и Царь-колокол имеют давнюю историю и считаются одними из символов российского государства. Результаты труда талантливых мастеров признаны выдающимися памятниками российского литейного искусства. Мемориал на месте гибели князя Сергея Александровича был возведен в начале прошлого века. Его уничтожили в годы советской власти и восстановили совсем недавно.

Царь-пушка

На просторной Ивановской площади установлено огромное орудие, возле которого всегда много путешественников. Это не удивительно! Размеры пушки поражают. Она имеет длину 5,34 м, диаметр ствола 1,2 м, калибр 890 мм и весит 2400 пудов, что составляет почти 40 тонн!

В Средние века центром производства артиллерийских орудий и колоколов был Пушечный двор, который находился на месте современной Пушечной улицы и Лубянской площади. В этой части Москвы стояло несколько плавильных печей, кузниц и литейных амбаров, где трудились лучшие на Руси литейщики, чеканщики и кузнецы.

Огромная пушка была отлита Андреем Чоховым в 1586 году. Именитый мастер проработал на Пушечном дворе более 40 лет. Он изготовил множество тяжелых артиллерийских орудий и воспитал талантливых учеников, которые впоследствии стали известными пушечными и колокольными мастерами.

Считается, что пушка на Ивановской площади Московского Кремля никогда не стреляла. Однако, специалисты-оружейники оспаривают это распространенное мнение. На бронзовой бомбарде красуется именная печать мастера, а ставить ее полагалось только после испытательного выстрела. С другой стороны, в камере ствола сохранились приливы бронзы. Если бы Царь-пушка хоть раз выстрелила, они бы удалились в момент прохода ядра. Кроме того, орудие не имеет запального отверстия, так что произвести выстрел из него просто невозможно.

Возникает закономерный вопрос - для чего предназначались гигантские бомбарды? Массивные орудия использовали для обстрела крепостных стен, то есть для осады. Ядра, которые лежат возле пушки декоративные -они пустые внутри. Если бы ядра были цельнометаллическими, то весили бы более тонны, и потребовались бы специальные механизмы, позволявшие загружать их в пушку. Из бомбард стреляли небольшими каменными ядрами, используя их как картечь. Поэтому Царь-пушку официально называют «Дробовиком российским». Кстати, скорострельность больших бомбард составляла всего 1-6 выстрелов за день.

Стенобитные орудия не оснащали лафетами. Их вкапывали прямо в землю, а рядом обязательно рыли окопы для солдат, потому что металлические стволы часто разрывало. Декоративный лафет, который можно увидеть в наши дни,изготовили в 1835 году на петербургском литейном заводе.

Огромная бомбарда украшена литыми узорами и надписями. Поскольку орудие сделали при царе Федоре Иоанновиче, на пушке выгравирован его портрет, а на лафете изображен лев. С обеих сторон ствола можно увидеть по четыре металлических скобы. К ним крепились канаты, с помощью которых пушку перемещали с одного места на другое.

Царь-пушке довелось «переезжать» несколько раз. Вначале она была нацелена на белокаменные стены Китай-города. Потом орудие переместили на Красную площадь и установили на дровяном настиле возле Лобного места. Петр I распорядился поставить самую большую российскую пушку возле Арсенала , а уже оттуда бомбарду переместили на то место, где она стоит в наши дни.

Царь-пушка настолько знаменита, что в некоторых городах можно увидеть ее копии. Реплики в масштабе 1:1 стоят в Ижевске и Донецке. В два раза уменьшенная копия находится в Йошкар-Оле. А в Перми установлена пушка, имеющая калибр 508 мм и изготовленная в 1868 году. Она отличается от московского прототипа тем, что была пристрелена. После 314 испытательных выстрелов пермскую пушку признали вполне годным для боя орудием, но в боевых действиях она не участвовала.

Царь-колокол

Возле колокольни Иван Великий на постаменте возвышается другой памятник российского литейного искусства - огромный Царь-колокол. Он поднимается на высоту трехэтажного здания (6,24 м), имеет диаметр 6,6 м и весит более 200 тонн.

Одним из «колокольных литцов» Пушечного двора был Александр Григорьев. Знаменитый мастер жил в XVII веке и изготавливал звучные колокола для башен Кремля и крупных российских монастырей . Императрица Анна Иоанновна отдала распоряжение переделать один из поврежденных григорьевских колоколов. В испорченное изделие планировали добавить металл, что бы увеличить его вес до 10 000 пудов. По распоряжению государыни литейщиков для этой работы хотели найти во Франции . Однако,парижские мастера не согласились взяться за такое сложное предприятие.

В 1730 году литейщики нашлись на родине - на Пушечном дворе Москвы. Выполнить трудное задание взялись Михаил Федорович Моторин и его сын Михаил. Они отливали колокол прямо в Кремле. Подготовительные работы заняли 1,5 года, и в конце осени 1735 года новый колокол был готов. Его изготовили из сплава, в состав которого входило более 84% меди, 13% олова, 1,25% серы, а также более 0,5 тонны серебра и 72 кг золота.

После того, металл остыл, мастера приступили к чеканным работам. Во время них колокол находился в литейной яме, и его поддерживала металлическая решетка, опирающаяся на прочные дубовые сваи. В 1737 году случился большой пожар. От огня загорелось деревянное перекрытие над ямой. На площадь в Кремле сбежался народ. Все боялись, что от падающих горящих бревен колокол может расплавиться. По одной из версий, трещины появились оттого, что колокол попытались снять. По другому предположению, металл стали заливать водой, и из-за неравномерного охлаждения он треснул. Следствием пожара стало то, что от нового колокола отвалился кусок, весящий 11,5 т.

Целое столетие пытались вытащить гигантский колокол из ямы, но все попытки оканчивались неудачей. Лишь в 1836 году, благодаря подъемному устройству, разработанному талантливым инженером Огюстом Монферраном, колокол удалось наконец поднять и установить на восьмигранный постамент.

Огромный колокол выглядит очень живописно. На металле можно увидеть изображения двух российских правителей - Алексея Михайловича и Анны Иоанновны. Кроме того, колокол украшен растительным орнаментом в стиле барокко, ликами ангелов и христианских святых.

Мемориал на месте гибели Великого князя

Высокий металлический крест за ажурной оградой стоит неподалеку от Никольской башни , между Сенатским дворцом и Арсеналом. Памятник восстановили в совсем недавно - в мае 2017 года.

Пятый сын российского государя Александра II родился в 1857 году. Сергей Александрович принимал активное участие в войне между Россией и Турцией и был назначен Московским генерал-губернатором. В начале 1905 года он погиб от взрыва бомбы, которую бросил террорист и революционер Иван Каляев. Во время происшествия в Кремле карету с генерал-губернатором разнесло на части.

Красная площадь на протяжении многих веков служила ареной важных событий отечественной истории.

Возникновение Красной площади относится к концу 15 века, когда по приказу царя Ивана III были снесены деревянные постройки вокруг Кремля, угрожавшие царской резиденции постоянными пожарами. На их месте у восточной кремлевской стены была организована площадь для мелкой торговли. Первоначально она так и называлась - Торговая, а в 16 веке ее стали звать Троицкой, потому что в южной части площади находилась церковь Троицы. Красной площадь стали называть только в 17 веке.

Открытие памятника Минину и Пожарскому скульптора Ивана Петровича Мартоса состоялось 20 февраля 1818 г. в присутствии императора, императрицы, «при бесчисленном скоплении народа».

Русскому скульптору Ивану Петровичу Мартосу (1754-1835 гг.), уроженцу города Ични Черниговской области, заказывали работы императоры Павел I , Александр I , Николай I.

Первоначально монумент предназначался для Нижнего Новгорода, но по настоянию Мартоса, был поставлен в Москве. Хотели установить на Страстной площади, затем выбрали место перед зданием Верхних торговых рядов на Красной площади, где он и был установлен.

И. П. Мартос изображает момент, когда Минин (фигура слева) обращается к раненому князю Пожарскому с призывом возглавить русское войско и изгнать поляков из Москвы.

Стоя, он одной рукой вручает Пожарскому меч, а другой показывает ему на Кремль, призывая встать на защиту Отечества.

Сам автор комментировал идею памятника так: «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского – в знак их единомыслия – и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели».

Согласно традициям классицизма, сторонником которого являлся Мартос, внешне фигуры напоминают античные изваяния, но вместе с тем скульптор постарался придать им национальное своеобразие.

На щите Пожарского изображен Спас.

Античная туника Минина, надетая поверх портов, несколько походит на русскую вышитую рубаху.

Волосы его подстрижены в скобку.

После революции монументу повезло, он был включен в список памятников, имеющих историческую ценность.

Хотя одна из фигур и изображала князя, памятник Минину и Пожарскому сносить не стали, несмотря на то, что в Кремле после 1917 года был снесен памятник великому князю Сергею Александровичу (участнику русско-турецкой войны и взятия Плевны) и памятник Александру II работы А. М. Опекушина.

В 1931 году памятник Минину и Пожарскому перенесли за ограду храма Василия Блаженного , как мешающий прохождению парадов на Красной площади.

Теперь Минин показывает Пожарскому рукой не на Кремль, а на пространство перед ГУМом, где этот памятник стоял раньше.

В конце XIX-го века вокруг памятника Минину и Пожарскому заливали главный в Москве каток.

В последние годы эта традиция восстановлена - каток заливают на Красной площади на месте, где 113 лет простоял памятник спасителям Отечества.

В 30-е годы 16 века на Красной площади был построен помост, получивший название Лобное место. Этот помост служил своеобразной трибуной для объявления важнейших правительственных указов и для торжественных церемоний.

Возле Лобного места на бревенчатых помостах иногда совершались казни.

В нынешнем виде Лобное место существует с 1786 года, после перестройки его по проекту архитектора М. Ф. Казакова. Оно представляет собой круглое каменное возвышение с площадкой, окружённой парапетом, и лестницей.

Торговые ряды

В 1786 году по проекту архитектора Дж. Кваренги напротив кремлевской стены были возведены торговые ряды. Это здание, разрушенное во время Отечественной войны 1812 года, было перестроено в 1814-1815 годах, а в 1818 году перед ним установили памятник героям борьбы с польской интервенцией Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. В 1930 году этот памятник работы скульптора И. Мартоса был передвинут к Покровскому собору.


Верхние торговые ряды (здание ГУМа).


Государственный Исторический музей.


Воскресенские ворота , памятник маршалу Советского Союза Г. К. Жукову.

Эти здания были сооружены в псевдорусском стиле, перекликавшемся с башнями и стенами Кремля.

Собор Василия Блаженного (Покрова Пресвятой Богородицы на Рву).


Собор Василия Блаженного.

Куполов всего 10. Девять куполов над храмом (По числу престолов: Покрова Богородицы (центр.), Св. Троицы (вост.), Входа в Иерусалим (зап.), Григория Армянского (сев.-зап.), Александра Свирского (юго-вост.), Варлаама Хутынского (юго-зап.), Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев.-вост.), Николая Чудотворца Великорецкого (юж.), Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.)) плюс один купол над колокольней. (В старину Собор Василия Блаженного имел 25 куполов, обозначавших Господа и 24-х старцев, сидящих у престола Его).

Собор состоит из восьми храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боёв за Казань: Троицы, в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки), Входа во Иерусалим, в честь мчч. Адриана и Наталии (первоначально - в честь свв. Киприана и Иустины - 2 октября), свт. Иоанна Милостивого (до XVIII - в честь свтт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских - 6 ноября), Александра Свирского (17 апреля и 30 августа), Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста), Григория Армянского (30 сентября).

Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.

В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469-1552), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский (вначале придел был освящён в честь Ризположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий). В 1672 году в нём состоялась обретение мощей Иоанна Блаженного, а в 1916 году он был переосвящён во имя блаженного Иоанна, московского чудотворца.

В 1670-х годах построена шатровая колокольня.

Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).

В главной, Покровской, церкви стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлёвской церкви Черниговских чудотворцев.


Храм Казанской иконы Божией Матери.

Скульптор В. М. Клыков. Архитектор Ю. П. Григорьев.


Недалеко от Красной площади находится Болотная площадь, на которой находится скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых».

Источники материала: Википедия, http://www.hrono.ru, http://www.openmoscow.ru.

До церемонии официального открытия скульптура на Боровицком холме будет закрыта специальным коробом. Фото Агентство «Москва»

В Москве на Боровицкой площади началась установка памятника святому равноапостольному князю Владимиру. Его планируется торжественно открыть в День народного единства - 4 ноября. Окончательный проект будет выполнен с учетом поправок и замечаний, которые в нынешнем году были внесены ЮНЕСКО, при этом в ближайшее время благоустроен будет и Боровицкий холм.

Памятник возводят по инициативе Российского военно-исторического общества (РВИО) к 1000-летию смерти князя Владимира, который вошел в историю как правитель, выбравший для Киевской Руси христианство в качестве государственной религии в 988 году. Ночью в выходные специальный автопоезд с бронзовой скульптурой святого равноапостольного князя Владимира прибыл из подмосковных Химок, где расположено литейное производство, на Боровицкую площадь столицы. От Химок до Боровицкой площади памятник перемещали разделенным на три части – отдельно везли фигуру князя Владимира, отдельно его руку, в которой он будет держать крест, и отдельно – сам крест. Как заявил исполнительный директор Российского военно-исторического общества Владислав Кононов, рабочие поставят 12-метровую фигуру на постамент, но вплоть до своего открытия памятник будет закрыт специальным коробом. «Это нужно для того, чтобы защитить сварочные швы от ветра и пыли. Разумеется, этот короб будет выше и больше, чем сама скульптура, поскольку там внутри должно быть пространство, где будут работать люди, так что не стоит думать, что авторы нарушили обнародованные параметры памятника. Его высота вместе с крестом составит 17,5 м», – сообщил Щербаков.

Боровицкая площадь была выбрана для размещения памятника в процессе голосования на сайте РВИО и столичном портале интернет-опросов «Активный гражданин». Этот выбор одобрила и комиссия по монументальному искусству при Московской городской думе. Памятник князю, который у христиан почитается в качестве святого, изначально предполагалось сделать высотой в 24 м, что вызвало возражения ЮНЕСКО. Дело в том, что в Перечне всемирного наследия этой организации Боровицкая площадь значится в качестве буферной зоны объекта «Московский Кремль и Красная площадь». Однако в июне заместитель гендиректора ЮНЕСКО по культуре Франческо Бандарин одобрил финальные изменения проекта монумента.

Возведение памятника князю Владимиру – это, по сути, не один проект, а два, поскольку предстоит не только поставить саму скульптуру, но и облагородить пространство вокруг нее. Весной проводился конкурс на лучший проект по благоустройству территории, прилегающей к монументу. В конкурсе на проект трансформации Боровицкой площади участвовали примерно 20 молодых московских архитекторов, в финал прошли семь проектов: Buromoscow, бюро «Народный архитектор», Arteza, ТПО «Прайд», Wall, Ai-Architects, Kleinewelt Architekten. Победителем конкурса стал коллектив Ai-architects – архитекторы Александр Томашенко и Иван Колманок, которые предложили благоустроить Боровицкий холм, используя сочетание камня и газона, а также подсветить не только скульптуру, но и пространства вокруг.

Есть место в Москве, куда неудержимо стремится каждый приехавший в столицу. Будь то гражданин Росси или иностранец. Это - Красная площадь.
Красная площадь с одной стороны ограничена Кремлевской стеной, которая протянулась между Спасской и Никольской башнями. Здесь, у Кремлевской стены, стоит Мавзолей Ленина. Против Спасской башни, на спуске к Москве – реке, высится ценнейший памятник русской архитектуры – Покровский собор, или Храм Василия Блаженного, построенный при Иване Грозном в шестнадцатом веке, в память взятия Казани и Астрахани. Для русского народа Храм Василия Блаженного – то же, что для французского народа – Собор парижской Богоматери.
У Покровского собора вырисовывается монументальный памятник, на гранитном постаменте которого бронзовыми буквами написано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия, лета 1818». Главный мотив скульптурной группы – мужественный призыв Минина и Пожарского подняться на борьбу против недругов. На лицевой стороне – барельеф изображает сбор средств для народного ополчения, а на противоположной – русских воинов, изгоняющих польск. – шляхетских интервентов из столицы Русского государства.
Близ Храма Василия Блаженного находится лобное место, устроенное более 450 лет назад, но получившее современный облик лишь в конце 18 века. С него обращались с речами к народу. Впоследствии там совершали казни.
Напротив Храма Василия блаженного своеобразное здание с башенками, узорами. Это Исторический музей. Параллельно Кремлевской стене, на противоположной стороне, вытянулись бывшие Верхние торговые ряды. Сейчас здесь самый крупный в стране Государственный универсальный магазин (ГУМ), под сводами которого вмещается сразу более 20 тысяч покупателей.
Многие важные исторические события протекали и протекают на Красной площади. Она была очевидцем народных восстаний и жестоких расправ над их участниками. В 1671 году здесь был четвертован вождь крестьянского восстания Степан Разин. На Красной площади народ слушал пламенные речи вождей нашей страны. В ноябре 1941 года с парада, проходившего на Красной площади, советские полки ушли на фронт. В июне 1945 года во время парада Победы множество фашистских знамен были брошены к подножию Мавзолея.
Не изгладится в памяти весенний лучезарный день 14 апреля 1961 года, когда небывало бурлила и ликовала Красная площадь, а вместе с нею вся Москва и вся страна: трудящиеся столицы отметили великую победу советского народа – первый в мире космический полет Юрия Гагарина.
В Александровском есть Могила Неизвестного солдата. Там неподвижно стоит почетный караул, это солдаты Кремлевского полка. Невольно любуешься, когда за две минуты 45 секунд до смены разводящий и два часовых появляются в воротах Спасской башни, чеканя шаг, проходят к своему посту.
Незабываемо торжественна Красная площадь в праздники, во время военных парадов, вечерних салютов. Я не один раз была на Международном военно-музыкальном фестивале «Спасская башня», который проходит на Красной площади. В нем принимают участие лучшие отечественные и зарубежные военные оркестры, фольклорные коллективы, а также подразделения почетной охраны глав государств. Приглашают на праздник любимицу французов и россиян Мирей Матье. В завершении каждого представления на Красную площадь выйдет сводный оркестр из всех участников - около 1500 музыкантов. Они исполняют финальные аккорды под залпы салюта на фоне светового шоу на храме Василия Блаженного.