مسجد کبود ‎ (Masjed-e Kabud )) - известная историческая мечеть в Тебризе , Иран . Мечеть и некоторые другие общественные здания были построены в 1465 по приказу шаха Джахана , правителя Кара-Коюнлу .

История

Мечеть была построена по приказу Джаханшаха , правителя государства Кара-Коюнлу . Был убит Узун-Гасаном и похоронен на её территории.

Мавзолей построен в южной части мечети и сделан полностью из мрамора, на котором выгравированы выдержки из Корана.

Мечеть была серьёзна повреждена во время землетрясения в 1779, от неё остался только вход. Реконструкция началась в 1973 при наблюдении иранского министерства культуры и продолжается до сих пор.

Галерея

Интерьер


Одна из внутренних дверей

Хакани парк позади мечети.

Напишите отзыв о статье "Голубая мечеть (Тебриз)"

Ссылки

  • www.eachto.ir (перс.)
  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Голубая мечеть (Тебриз)

И граф обратился к повару, который с умным и почтенным лицом, наблюдательно и ласково поглядывал на отца и сына.
– Какова молодежь то, а, Феоктист? – сказал он, – смеется над нашим братом стариками.
– Что ж, ваше сиятельство, им бы только покушать хорошо, а как всё собрать да сервировать, это не их дело.
– Так, так, – закричал граф, и весело схватив сына за обе руки, закричал: – Так вот же что, попался ты мне! Возьми ты сейчас сани парные и ступай ты к Безухову, и скажи, что граф, мол, Илья Андреич прислали просить у вас земляники и ананасов свежих. Больше ни у кого не достанешь. Самого то нет, так ты зайди, княжнам скажи, и оттуда, вот что, поезжай ты на Разгуляй – Ипатка кучер знает – найди ты там Ильюшку цыгана, вот что у графа Орлова тогда плясал, помнишь, в белом казакине, и притащи ты его сюда, ко мне.
– И с цыганками его сюда привести? – спросил Николай смеясь. – Ну, ну!…
В это время неслышными шагами, с деловым, озабоченным и вместе христиански кротким видом, никогда не покидавшим ее, вошла в комнату Анна Михайловна. Несмотря на то, что каждый день Анна Михайловна заставала графа в халате, всякий раз он конфузился при ней и просил извинения за свой костюм.
– Ничего, граф, голубчик, – сказала она, кротко закрывая глаза. – А к Безухому я съезжу, – сказала она. – Пьер приехал, и теперь мы всё достанем, граф, из его оранжерей. Мне и нужно было видеть его. Он мне прислал письмо от Бориса. Слава Богу, Боря теперь при штабе.
Рядом с Голубой мечетью расположен археологический музей.
Город развивается, при каждой стройке роют в глубь, и вот, вскрыли древнейшее кладбище железного века.
Точная дата основания города не известна. Первые упоминания об этих местах обнаружены на древней каменной табличке 4 века до н.э., в которой говорится о некоей крепости Таури или Тармкисе. С 3 века до н.э. Тавриз, известен как столица древнего Азербайджана. Он многократно становился столицей царств и правителей. И это закономерно, Тебриз был важным городом, крупным торговым центром, где Великая хорасанская дорога сходилась с торговыми путями юга – из Багдада, Персии и Персидского залива.
В 14 веке в Тебриз пришли тюрки Туркменской династии Кара- Коюнлу «Qaraqoyunlu» в переводе (черные бараны).

По указу правителя, Джихан-шаха Кара- Коюнлу в 1465 году были построены Мечеть и некоторые другие общественные здания. (По другим сведениям, эту мечеть заложила его дочь Салиха, в честь славных побед отца, Музаффар уд-Дина Джаханшах-хана, Джихан-шаха Кара- Коюнлу).
Голубая мечеть принадлежала архитектурному комплексу, с медресе, с гостиницами, с библиотекой, известного как Mozaffariya. Рядом с Mozaffariya был базар с магазинами, дома и дворцы семьи шаха.
Сегодня мечеть прячется за высокими оградами в глубине Хагани парка «Khagani park». Скульптура персидского поэта Хагани Ширвани в этом парке самая примечательная.

Мечеть Джихан-шаха была построена архитектором Хаджи Али Кучачи и представляла собой интереснейший пример величественной, портально - купольной постройки.
Большой, вытянутый вверх купол, высокий портал центрального входа и пара изящных минарета воздвигнутые по углам вытянутого главного фасада, придавали мечети выразительность и торжественный вид.
Благодаря интересу путешественников и стараниями рисовальщиков сегодня мы можем знать, как выглядела мечеть до и после обрушения.


Мечеть и комплекс Царя мира были разрушены землетрясением 1773 года. Руины простояли два столетия. За это время её первоначальное название, мечеть Джахан шаха или правильнее, мавзолей Шаха Джахана Кара Коюнлу, забылось.
Глядя на руины глазами тех, кто их посещал в ту эпоху, мы понимаем ее сегодняшнее название, «Голубая мечеть», «Masjed-e Kabud» на персидском‎, «Göy məscid» на азербаджанском. Так Она была названа со временем, из-за присутствия в отделке её фасадов и интерьеров мозаик бело-голубого цвета.

Начатое в 1937 году, восстановление Голубой мечети и мавзолея при ней велось до 1966 года. Работы по ремонту и реставрации внутренней и внешней отделки, под наблюдением Иранского Министерства культуры, до сих пор продолжаются. Здание находится в тесном дворе, особенно близко ограда подходит с севера, к главному фасаду и к входу. Входной портал айваном, имеет размеры 5 на 7 метров. К дверям входа с улицы ведут 5 ступеней, каждая длиной 3 метра и высотой 20 сантиметров.

боковой фасад

Вдоль ограды выложены, найденные при расчистке двора, каменные бруски надгробных плит с древнего кладбища у стен мечети. Плиты явно принадлежат к одному периоду.
Необъяснимая каменная резьба на верхней плоскости блоков связана традицией одного времени. На верхней плоскости вырезана ниша аркой, переходящая в кругло лепестковый цветок. Внутри некоторых цветков выполнена дополнительная гравировка из спиралей солнечного коловрата.
По традиции захоронений тех столетий, могилы отмечались лежачими плитами. Следы повреждений на верхних плоскостях плит старые и похожи на религиозный вандализм против иноверцев. Джихан-Шах поддерживался философии Хуруфизма и рядом с мечетью могли быть могилы учеников и его последователей.
Интересно замечено, что Голубая мечеть больше любима суннитами, чем шиитами. Это связывается с тем, что она была построена в пору теологических поисков в исламе, до объявления Шахом Шиизм государственной религией Ирана.

С южной стороны к Голубой мечети примыкает небольшая купольная пристройка - здание мавзолея самого Джахан-шаха.
Джахан-шах погиб в 1467 году и был похоронен, стараниями его жены, Джан Биг Хатун, у стен его мечети. Само здание мавзолея над могилой шаха было завершено в 1495 году.
Оказывается, шах Джахан был уважаемым человеком. Настолько, что его мавзолей строился уже при другой правящей династии. В истории, Джахан-шах оставил свой след и известен как видный государственный деятель, храбрый воин, знаменитый представитель философии Хуруфизма, поэт, писавший на азербайджанском тюркском языке под псевдонимом Хагиги.

Разглядывая новенькие кирпичные стены и вспоминая картины голубых руин, невольно приходит изумленный вопрос «Зачем это сделано!?». Ну, строят на месте разрушенного храма новый, но не восстанавливают же Колизей или Помпеи.

Величественные руины Голубой мечети, свидетельствовали о совершенстве Тебризской школы зодчества. Хотя, планировка и использованная схема перекрытия пространства (квадрат, восьмигранник, купол) в то время была не нова и монументальные постройки такого типа уже имели сложившуюся и развитую традицию.
Большой, 16,5 -метровый купол опирался на тромпы и был конструктивно связан с галереей, окружавшей центральное помещение с трех сторон и также имевшей купольные перекрытия.

Главный вход с крыльца ведет в зал под куполом через просторную арочную прихожую. Эта прихожая у главного входа формирует центр галереи, которая охватывает квадратный в плане центральный зал под куполом с трех сторон(север, восток, запад). Галерея перекрыта малыми купольными и арочными сводами.
На втором ярусе под арками нет проходной галереи, зато прорезаны световые окна
Хотя реставрационные работы все еще ведутся, в мечети можно помолиться. В отгороженном месте, ровными рядами постелены молельные коврики. Рисунок аркой на ковриках направлен в одну сторону, на Мекку.


Уровень пола в прихожей на заметную ступень ниже пола крыльца и полов галереи и в центральном зале. Внизу, в прихожей, сняли обувь. В вазоне на белой подставке у входа на подиум зала, камешки для ритуала. Кусок спрессованной глины, который называется «мухр».

Камешки «мухр» мы видели в пятничной мечети у Гранд базара Тебриза.
Одно из отличий шиитской молитвы в том, что при совершение земного поклона (саджда) шииты, руководствуясь суннами Пророка (ДБАР), не разрешают себе класть голову ни на что кроме земли. Поэтому при намазе предпочитают использовать два камешка, для лба и носа.

Боковые галереи, как две руки приводят к двум молитвенным нишам на южной стороне здания. Высота потолков в галереях 5,8 метров.
Перед михрабом (ниша в направлении Мекки), нет традиционного углубления в полу.
По имеющимся сведениям имам читал Коран в зале под куполом.


В южной стене мечети по центру прохода, словно алтарная часть, большой айван с тромбами сталактитами и открытая арка входа в пристроенное к мечети здания мавзолея. Поначалу это показалось кощунственным. Но почему нет, ведь это была так сказать домовая мечеть шаха, которая и стала его поминальной мечетью. Мавзолей, срочно построенный для шаха, в дальнейшем стал склепом и для членов его семьи.
По некоторым сведениям и по сохранившимся деталям среди руин, все своды потолка мавзолея были облицованы темно синими глазурованными плитками шестигранниками. Стены мавзолея покрывали высокие мраморные плиты, на которых на фоне прекрасных арабесок, каллиграфическим шрифтом в стиле «сулюс» были запечатлены вырезанные на камне стихи из Корана.
В соответствии с традицией, захоронения находились под полом. Арочный проем в пристройку был перекрыт декоративной перегородкой по правилам, так чтобы мавзолей был невидим из молитвенного зала. Его центральная деревянная дверь была закрыта.


Специальные проходы в помещение мавзолея скрыты за проемами по сторонам арки.
На внутренних стенах и колоннах Голубой мечети, разные пятна отделки.
Белые – не говорят ни о чем, кроме утрат.
Темные, синие, бирюзовые, кирпичные плитки– то, что сохранилось от оригинала.
Бледные, закрашенные и расчерченные, словно лишь только проявились – реконструкции реставраторов по сохранившимся образцам.
В низу квадратных колонн, ритмичным рядом по периметру, сделаны ниши «печурочками». Во внешних стенах таких ниш нет.

В бледных голубых тонах реконструкции, мечеть выглядит радостной и трудно представить ее всю в темных тонах оригинальной отделки. Стены (внутри и снаружи) мечети были покрыты мозаичным декором из керамических плиток насыщенного тона. Основные цвета керамики декора синий, а также лазурный и голубой. Фоновые плитки цветом под кирпич. Синяя глазурь очень темного оттенка в сочетании с плитками землисто-кирпичного цвета выглядит контрасно и выразительно. Иногда использованы вставки из плиток белого и иссине- черного цвета.


Надписи и картуши на стенах «Кабуд масжид» историкам и специалистам хуруфисткой философии еще предстоит изучить, а вот о мозаиках облицовки многое уже известно.

Мозаичный декор в архитектуре из поливных керамических плиток имеет давнюю историю. Поливные глазури тонкие, не связанные с керамикой. Первые плитки были однотонные. На первых порах в отделки с помощью плитки были вставки, выкладывались геометрические узоры, орнаменты и письмена стилем куфи.
С открытием и созданием персидскими мастерами надглазурных эмалей искусство обработки плитки достигло значительного прогресса.
В Голубой мечети Тебриза можно наблюдать один из этапов развития облицовочных плиток с цветной глазурью. Глазурованные плитки базовых, лазурных цветов.
Принято считать, что именно в это время в Иране впервые зародился особый вид искусства облицовки - муаррак. “Muarrak” - не просто облицовка плоскостей поливными плитками, а искусство наборных мозаик.


Техника изготовления "моаррак" такова: На плотном материале делается рисунок будущей мозаики, в натуральную величину. В мечети стоял, один из заготовленных реставраторами картонов. (Фото картона будущей мозаики).
Рисунок разрезается на детали по цвету и по форме на отдельные «лекала». Разноцветные плитки резались на кусочки по лекалам и раскладывались в соответствии с ранее определенным рисунком. После этого их заливали жидким раствором гипса (который служил и в качестве штукатурки), заполняя все щели и пустоты. После того как этот элемент высохнет, его поднимали и при помощи того же гипса крепили на стену здания.

Каждый кусочек мозаики орнамента или калиграфической надписи должен быть отдельно вырезан из цветной плитки и только потом вставлен на место.


Восстановление мечети, смелый и грандиозный проект, благодаря усилиям Резы Memaran Benam, известного архитектора из Тебриза. Голубая мечеть была зарегистрирована в качестве места национального наследия уже в 1931 году, задолго до начала ее восстановления.


Мозаичный портал входа Голубой мечети Тебриза по праву считается шедевром мозаичного искусства. Если Мавзолей Хулагу в Сольтание считается энциклопедией декоративного и строительного искусства, то мечеть Джахан-хана (голубая мечеть) была образцом и источником вдохновения для многих мастеров по мозаикам «моаррак».
В истории развития искусства связанного с иранской плиткой Голубая мечеть Тебриза занимает важное место. Дело в том, что первые облицовки глазурованными плитками имеют исключительно лазурные цвета, они самые старые.

Пятничная мечеть в Тебризе является соборной мечетью для групповой молитвы, которую мусульманская община совершает в полдень пятницы, так называемый Джума-намаз. Перед намазом читается пятничная молитва.

Это самая большая мечеть в Тебризе – в ее дворе может собраться около тысячи человек. Двор мечети выложен мрамором, окна в мечети большие, а арки на вершине здания впечатляют своей архитектурной изящностью. Посредине двора есть фонтан, бьющий во все четыре направления. Также во дворе высажены деревья и есть небольшой бассейн.

О былой мощи и великолепии мечети красноречиво говорят близлежащие руины. На стенах мечети сохранились фрески, изображения, витражи и картины, представляющие историческую ценность.

Голубая мечеть Кабуд

Мечеть Кабуд («Голубая мечеть») в Тебризе является изысканным примером исламской архитектуры и культуры всего региона, славящегося богатым литературным, политическим, культурным и научным опытом.

Надпись на мечети свидетельствует о дате ее постройки – 870 год. Она была построена шахом Джаханом, гробница которого находится в подвале мечети. Плитка, которой выложена мечеть, впечатляет своим разнообразием. Большая часть плитки - синяя, откуда и пошло название храма.

Главное здание мечети и гробницы имеют большой внутренний двор, в котором раньше находились школы, бани, монастырь, библиотека, которые не сохранились до наших дней. Землетрясение 1779 года полностью все разрушило, после чего несколько столетий спустя была начала реконструкция арки и фундамента. Восстановление памятника продолжается до сих пор.

Тебриз - центр провинции Восточный Азербайджан и один из древнейших городов Ирана. Сегодня население Тебриза составляет 1 220 000 чел. Первые поселения возникли тут еще при Сасанидах. Ильханиды сделали Тебриз своей столицей, но в 1392 г. ее разрушил Тамерлан. Жители города не сдавались: не прошло и столетия, как он вновь стал важным политическим центром - столицей местной туркменской династии Каракоюнлу.

Расцвет города начался еще при Джахан-шахе, но именно возвышение Сефевидов принесло Тебризу славу. Шах Исмаил превратил этот город в столицу Персии (хотя его потомки позднее перенесли ее южнее - уж слишком близок Тебриз к границе). В более поздние времена, при Каджарах и Пехлеви, тебризцы вели постоянную борьбу за права азербайджанцев, как национального меньшинства. Жители Тебриза играли важнейшую роль в многочисленных революциях, включая Исламскую в 1979 г. Стоит отметить, что в Тебризе помнят и о военных столкновениях с Россией и о интервенции русской армии в Иран в начале ХХ в.


Но, конечно же, мирные страницы в нашей истории были куда важнее: недаром на одной из тебризских площадей ныне высится… памятник конке (первую конно-железную дорогу в Иране проложили именно русские). Кстати, и первая полноценная железная дорога в Иране (Тебриз - Джульфа, 146 км) была построена в 1914 г. царским правительством России.
Перечислим основные достопримечательности города:

Великолепная мечеть, сооруженная в 1465 г., сегодня, увы, не действует. Художникам потребовалось 25 лет, чтобы покрыть ее небесно-синими изразцами, однако в 1773 году землетрясение уничтожило большую часть этой красоты. Реставрация началась только в середине ХХ в., и идет полным ходом до сих пор. Пока восстанавливают интерьер, поэтому пусть вас не разочаруют ничем не украшенные кирпичные стены здания. Внутри вас ждет настоящий пир цвета.


Очень современный с виду мавзолей воздвигли тут после смерти любимого иранцами поэта Мохаммада Шахрияра, в 1988 г. Кроме него, здесь покоятся многие другие известные литераторы, ученые и даже суфии. О них подробно рассказывается в нижней части мавзолея.


Старинное здание мечети, построенной еще в раннеисламский период, неоднократно реставрировалось и перестраивалось. Сейчас она превращена в теологический учебный центр.


В Тебризе христиане жили с незапамятных времен. Эту церковь построили в XII в., о ней упоминал еще Марко Поло, и некогда здесь была резиденция регионального архиепископа.


Этот храм, в окрестностях Джольфы, в 130 км от Тебриза, был основан св. Варфоломеем, примерно в 62 г., через поколение после Христа. Правда, сегодня самые старые части здания относятся к XIV в., более ранние не сохранились. Церковь очень красива: барельефы изображают армянские кресты, ангелов и святых.


Красивый музей, по соседству с Голубой мечетью, поведает вам массу интересного об Азербайджане. Здесь выставлена старинная керамика, стеклянные изделия, исторические карты, находки из Хасанлу и многое другое. На нижнем этаже вы увидите аллегорические скульптуры Ахада Хоссейна, немного пугающие.


Эльголи, площадью 54 000 кв. м. - это искусственный водоем на холме. Озеро окружено чудесным парком. В центре его построен симпатичный ресторан-павильон в стиле эпохи Каджаров. Идеальное место для прогулки и неспешного ужина.


Базаров в Тебризе несколько: это торговый город, куда постоянно съезжается масса предпринимателей. Так, на базаре Амир торгуют коврами, золотом и драгоценностями, а на базаре Мозаффарийе - исключительно коврами и только сотканными в Азербайджане. Но и на других базарах вы найдете массу интересного.

Далеко не каждый житель нашей страны слышал даже название древнейшего города Тебриз, что находится в иранской провинции Восточный Азербайджан. Однако здесь, благодаря долгой и богатой истории региона, есть на что посмотреть. Некоторые археологи даже считают, что именно на территории Тебриза находился Эдем, в котором Бог создал Адама и Еву. К сожалению, расположение города в сейсмоопасной зоне не щадит даже самые ценные достопримечательности, одной из которых является превращенная почти сто лет назад в музей Голубая мечеть, что находится близ Тебризского базара и Музея истории Восточного Азербайджана.

Долгие годы эта мечеть, которую еще называют Кабуд , расположенная на высотной местности, была религиозным центром и одним из самых величественных зданий Тебриза. Ее поливной керамический декор приковывал миллионы взоров, являясь потрясающим культурным образцом исламской архитектуры. Голубая мечеть была построена в 1465 году по приказу правителя Джихан-шаха, отличавшегося отменным вкусом (по другим сведениям, мечеть заложила его дочь Салиха в честь славных побед отца), который через два года сам нашел вечный приют в мраморном мавзолее с выгравированными выдержками из Корана в южной части мечети. Кабуд всегда считалась шедевром искусства, даже несмотря на то, что разрушительное землетрясение, случившееся во второй половине XVIII века, фактически превратило ее в руины, оставив от прекрасного сооружения один лишь вход.

Голубой мечеть названа, поскольку в отделке ее интерьера и фасадов была активно использована искусно соединенная мозаика этого цвета с красивыми узорами. Большая часть сейчас повреждена и утрачена, а та, что сохранилась, испещрена трещинами. Но даже несмотря на это, понятно, каким изяществом и великолепием красок она некогда отличалась. По некоторым данным, на украшение интерьеров художники потратили двадцать пять лет. Предваряет мечеть большой внутренний двор с каменной мостовой. Ранее здесь находился целый комплекс сооружений: монастырь, школы, бани и библиотека. Входной портал мечети с двумя минаретами был соединен с молельней (шобестаном ) чертогами сводчатых коридоров с мраморной и мозаичной отделкой. Купол мечети некогда был покрыт золотом. Золотая роспись присутствовала и в изразцах. Большую историческую ценность представляют письмена на стенах, являющиеся великолепными каллиграфическими образцами иранских художников. Купольный зал окружен покрытой аркой галереей с трех сторон. Извилистые колонны здания в верхней части превращаются в овальные полумесяцы. Позади мечети Кабуд расположен зеленый парк Хакани со скамейками, памятниками и фонтанами.