Английский канал или Ла Манш – это пролив, находящийся между Францией и Великобританией. Соединяет страны дорога, проходящая под водой. Она занимает третье место в списке самых длинных железнодорожных тоннелей. В давние времена пролив имел другие название, например, Океанус Британикус, Канал да Манча, Ла Маника или Эрмельканал. Французы же говорят Ла-Манш, что в переводе означает «рукав», но как англичане называют залив? Они отдают предпочтение такому названию, как Английский канал. Длина пролива составляет 578 км, ширина в узком месте– 32 км, в широких доходит 250 км, перетекает в Па-де-Кале. Средняя глубина пролива – 60 метров, а максимальная может быть до 170.

Города, расположенные в проливе

На карте мира видно, что более плотная населенность отмечается на берегах Англии. Город Портсмут насчитывает 422 тысячи жителей, Саутгемптон – 304, а Плимут – 259 тысяч человек. Самый большой город, около Ла-Манша, во Франции – это Гавр. Население там составляет почти 250 тысяч человек. В Кале проживает 100 тысяч, а в Булонь-сюр-Мер – менее 90 тысяч человек.

Пересечение пролива вплавь

Пловцы со всего мира пытаются покорить Ла-Манш, проплыв самую узкую часть (Па-де-Кале, ширина пролива 32 км). Погодные условия осложняют данный процесс, ведь температура воды летом не поднимается выше 18 градусов. Волны и ветер иногда достигают отметки 4 балла по шкале Бофорта. Кроме того, порой изменяется течение, из-за приливов и отливов. На данный момент переплывали пролив чуть больше 1 тысячи человек. Некоторые факты об этом:

  1. Мэттью Уэбб – первый мужчина, переплывший Ла-Манш в 1875 году. Заплыв занял почти 22 часа. Первой женщиной в истории стала жительница Соединенных штатов Америки Гертруда Эдерле, которая проделала путь за 14 часов 39 минут в 1926 году.
  2. Население Советского Союза никогда не участвовало в таком необычном виде спорта. Однако 12 лет назад житель России Павел Кузнецов переплыл пролив Ла Манш за 14 часов 33 минуты. Помимо него попробовали свои силы еще несколько соотечественников. Рекорд смог установить Юрий Кудинов, который преодолел расстояние всего за 7 часов и 5 минут.
  3. Самым медленным заплывом отличился житель Великобритании Д. Кобелл. Он потратил на заплыв через залив почти 29 часов.
  4. Филипп Круазон – первый человек без рук и ног, который переплыл пролив. Мужчина применял специальные протезы, благодаря которым не тонул. Плавание заняло 14,5 часов.

Отдых во Франции не должен ограничиваться посещением столицы и других крупных городов или широко известных курортов. Многие планируют совершить отпуск на машине, продвигаясь вдоль побережья, заезжая в интересные и красивые города, манящие своей атмосферой, природными красотами и историческими памятниками архитектуры.

Большая часть северного побережья Франции занимает Нормандия — регион, который прекрасно подходит для гастрономического туризма. Здесь можно насладиться местными устрицами, блюдами из свежих морепродуктов, яблочным сидром и, конечно, сырами. Камамбер, который не будет ошибкой назвать , начал производиться именно в Нормандии.

Список интересных городов на северном побережье Франции

  1. Дюнкерк
  2. Булонь-Сюр-Мер
  3. Этрета
  4. Онфлёр
  5. Довиль
  6. Гранвиль
  7. Сен-Мало

Фотографии взяты из инстаграм-аккаунтов.

Дюнкерк – совсем рядом с Бельгией

Дюнкерк (фото: @visitdunkerque)

Крупный французский порт в 10 км от границы с Бельгией. Дюнкерк был важнейшим городом во времена Второй Мировой войны. Сегодня из Дюнкерка, а также из соседнего Кале ходят паромы до английского Дувра. Город разделён на несколько кварталов, каждый из которых имеет свою историческую ценность и представляет отдельный интерес для туриста. В Дюнкерке много парков, красивых атмосферных набережных, располагающих к долгим прогулкам.

Булонь-Сюр-Мер – город притягательной архитектуры


Булонь-Сюр-Мер (фото: @ thehouseofox)

Город в регионе Верхняя Франция, ещё один крупный порт и интересный город для туриста. Среди достопримечательностей Булонь-Сюр-Мер выделяются: красивый средневековый замок, готическая церковь Святого Николая, кафедральный собор Нотр-Дам XIX века, колонна Великой Армии, французский национальный центр изучения моря, а также беффруа (башня) XI века, входящая в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Этрета – жемчужина Нормандии с известняковыми скалами


Этрета (фото: @jauntempire)

Одно из самых популярных и разрекламированных мест Северной Европы. Очень атмосферный северный курорт, который известен во всем мире своими галечными пляжами Алебастрового берега. Сюда приезжают, чтобы полюбоваться на белоснежные утёсы, о которые разбиваются неспокойные волны Ла-Манша.

Гавр – современный французский порт


Гавр (фото: @julot76)

Один из самых крупных и важных портов во Франции. Во времена Второй Мировой войны Гавр был практически полностью разрушен и затем отстроен заново, поэтому его архитектура разительно отличается от той, которой часто ждут от небольших французских городов. Центр Гавра включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Онфлёр – яркий город с полотен импрессионистов


Онфлёр (фото: @schianchifabio)

Один из самых красивых, атмосферных французских портов, который нередко переносили на свои полотна импрессионисты. Его набережная с яркими контрастными домами и многочисленными лодочками очень узнаваема. В Онфлёре хорошо сохранился и старый город с красивыми извилистыми улочками и мостовыми.

Довиль — кинематографичный северный курорт


Довиль (фото: @ka_rx)

Один из главных курортов Нормандии, котрый прославился еще несколько десятилетий назад, когда его облюбовали кинозвёзды. В Довиле ежегодно проходит фестиваль американского кино. Сам город маленький, но очень симпатичный, пропитанный романтикой колоритного французского севера.

Гранвиль – красивая архитектура и завораживающая природа


Гранвиль (фото: @oskar.jakubis)

Если вы хотите окунуться в атмосферу северного французского города и своими глазами увидеть природные и архитектурные красоты, то не упустите возможности съездить в Гранвиль. Здесь вы сможете полюбоваться на залив Мон-Сен-Мишель, острова Шозе, церковь Нотр-Дам, церковь Святого Павла, протестантский храм, церковь Николая Чудотворца. Гранвиль знаменит своими блюдами из морепродуктов, поэтому обязательно посетите один из местных ресторанов или сходите на местный рынок в выходные.

Сен-Мало – литературная достопримечательность в Бретани


Сен-Мало (фото: @leo_li)

Порт в Бретани, упоминания о котором часто встречается в классической и современной литературе. Сен-Мало очень популярен у туристов, ведь в этом сравнительно небольшом городке целых 83 объекта обладают статусом исторического памятника. В Сен-Мало расположен Большой Аквариум – один из самых крупных аквариумных комплексов Европы.

Пролив Ла-Манш, разделяющий побережья Франции и Великобритании, всегда играл очень важную роль в истории. Многие народы стремились предъявить права на этот неширокий пролив, что отразилось в различии его названий. Древние греки называли водный перешеек «Океанус Британикус», португальцы и испанцы — каналом да Манча, у итальянцев название звучало как Ла Маника, а в немецких землях пролив называли Эрмельканалом. Но современное название пришло из французского языка, в переводе с которого имя пролива означает «рукав». Хотя жители Британских островов упорно продолжают называть его Английским каналом.

Пролив Ла-Манш (вместе с Па-де-Кале) соединяет Северное море и Атлантический океан, имеет относительно небольшую длину – 578 км, а ширина его колеблется от 32-х км до 250-ти.

История пролива Ла-Манш

Ла-Манш всегда был в центре исторических событий, так как контроль над ним давал большие преимущества: это был наикратчайший путь, как в Балтийское море, так и к берегам Британии. Плавание по проливу было сопряжено со многими трудностями – погода здесь очень переменчива, часто дуют сильные ветра, опускаются густые туманы. В сочетании со сложным характером течений и высокими приливами преодоление этого водного пути всегда было делом непростым. Но торговое и политическое значение пролива перевешивало все преграды.

Несмотря на коварность Ла-Манша, многие завоеватели смогли преодолеть его. Еще в первом веке пересекли пролив древние римляне, в 1066 году на побережье Британии высадились норманны, а в 17-м веке – Вильгельм Оранский . Но все же водный перешеек неплохо защищал британцев: ученые считают, что на дне пролива находятся остовы десятков тысяч судов разных времен и народов.

С середины 16-го века английские монархи установили жесткий контроль над Ла-Маншем, используя частые штормы и свои отстроенные корабли для защиты от посягательств испанских и французских флотов. Особую роль в обороне пролива играл порт Дувр.

Однако с появлением аэропланов пролив перестал быть надежной преградой для войск неприятеля, а создание подводных лодок еще более усугубило ситуацию. Британцам пришлось прибегнуть к полной морской блокаде Германии в 1918 году, чтобы отвести угрозу вторжения на острова.

Немецкие войска вернулись в Ла-Манш в начале Второй мировой войны, несмотря на невозможность использования там больших кораблей (пролив слишком мелководен для них). Поняв, что прямое вторжение невозможно, гитлеровцы установили множество минных полей и вели боевые действия в проливе с помощью подводных лодок, а также обстреливали берег.

В начале 1940-го года английские войска были эвакуированы на острова с континента в ходе операции «Дайнемо», которая вошла в историю как самая масштабная военная спасательная операция. Фашисты создали на континентальном берегу сильнейшие укрепления («Атлантический вал») и заняли несколько островов в проливе. Эти укрепления были отбиты у немцев при высадке союзных войск в Нормандии в 1944 году.

По окончании войны Ла-Манш стал играть ключевую роль в объединении Великобритании и континентальной Европы – огромный поток грузов перевозился с помощью паромов. Возникла необходимость в новом виде транспортного сообщения, и в 1973 году был запущен проект по строительству подводного тоннеля. Такие проекты существовали и раньше: в 1802 году его предложил французский инженер А. Матье-Фавье, а в 1876 и 1922 годах даже начиналось строительство, которое прекращалось из-за различных политических проблем.

Строительство велось с двух сторон – английской и французской, а точность прохождения в тоннеле контролировалась лазерной системой позиционирования. 6 мая 1994 года подземный путь был открыт и получил название . Теперь дорога с континента на остров занимает 2 ч. 15 мин., а под водой поезд движется около получаса.

Пролив в наши дни

В наши дни пролив по-прежнему играет огромную роль в жизни населяющих его берега и острова народов, храня свою историю и традиции.

На берегах Ла-Манша сохранились некоторые исторические достопримечательности: замок Корнет 13-го века, форты, развалины Атлантического вала, Бретанские маяки. Печально знаменита впадина Хердз Дип на дне пролива – в Первую мировую войну англичане затапливали в ней химическое оружие.

На острове Сарк в проливе Ла-Манш до 2008 года существовала феодальная система управления, единственная в Европе, когда управление островом осуществляли старейшины.

Ла-Манш всегда интересовал спортсменов и исследователей. В 1909 году французский пилот Блерио впервые перелетел пролив и приземлился в Дувре, а в 1912 году его полет повторила первая женщина – американка Г. Куимби. В 1974 году исследователь из Уэльса Б. Томас пересек Ла-Манш на индейской бычьей лодке, стремясь доказать общность происхождения уэльских и индейских лодок.

Покорение своенравного пролива происходило не только на транспортных средствах – около 900 человек преодолели его вплавь, борясь с высокими волнами, течениями и ветром, находясь в воде с температурой не выше 18 градусов.

Первенство в этом преодолении принадлежит британцу М. Уэббу, который переплыл Ла-Манш за 21 час 45 мин. в 1875 г. Рекорд по времени принадлежит болгарину П. Стойчеву – он переплыл пролив за 6 ч. 57 мин и 50 с в 2007 году.

У женщин рекорд установила чешская спортсменка И. Главачова в 2006 г. переплыв пролив за 7 часов 25 минут и 15 секунд, а впервые женщина отважилась на такой заплыв в 1912 году (американка Г. Эдерле).

Знаменитый пролив по-прежнему вдохновляет на новые рекорды и достижения спортсменов и инженеров, и есть вероятность, что с ним будет связано еще немало реализованных идей и воплощенных проектов.

Пролив Ла-Манш — ВИДЕО

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:

(в принципе очень полезный сайт для тех, кто собрался во Францию, много советов, начиная от карты Парижского метро и заканчивая тем, как экономичнее посетить Диснейлэнд).

Поездка в Нормандию занимает полный день (отдельно, так же полный день, поездка к Мон-Сен-Мишель) и проходит в сопровождении гида-водителя. Пожалуй, единственным минусом было то, что мы не добрались до скал Этрета, но впечатлений и без них хватило.

Как добраться из Парижа к побережью Ла-Манша : с Северного вокзала на поезде до ближайших к проливу городов. Расписание можно посмотреть на (ссылка на расписание поездов до Довиля, но можно в поиске набрать нужный вам город, например, Гавр (Le Havre) или Ле Тукке (Le Touquet).

Любимый пляж европейских аристократов в Довилле

Пляж Довилля (с) Sergey Anashkevitch

Довилль (Deauville) – один из самых престижных европейских курортов, любимое место отдыха кинозвезд, аристократов и богатых пенсионеров. Самое знаменитое место Довиля – пляж с элитными кабинками для переодеваний, на многих из которых написаны имена звезд, которые здесь собственно переодевались. Кстати, именно этот пляж является родиной купальника: бесстрашная Коко Шанель появилась впервые в открытом купальном костюме на отдыхе в Довиле и здесь же открыла свой первый магазин.

Совет: Цены в Довилле очень дорогие, они искусственно завышенны специально, чтобы здесь отдыхала только элита, поэтому, если вы не кинозвезда, а просто путешественник, заглянувший в Довилль, то пообедать советуем в городе через дорогу – Трувилле, именно в нем живут все те, кто работает в туристических заведениях Довилля.

Как добраться из Парижа до Довилля: опять же, на поезде с Северного вокзала, заранее посмотрев

Самые вкусные в мире – нормандские устрицы

Устрицы – это визитная карточка Нормандии. Они здесь крупные, мясистые и очень вкусные. Это не единственное место, где их выращивают, есть еще устричные фермы на Адриатическом и Средиземных морях, но именно Нормандские устрицы стали всемирно известными.

Устрицы бывают разного калибра (1,2,3) и разных видов. Самые популярные: Фин-де-клер, Беллон, Блэк нуар. Самыми вкусными считаются именно Фин-де-клэр.

Поесть свежие устрицы можно практически в любом ресторане, который попадется на пути в Нормандии либо купить их на рынке, самый большой выбор на рынке в Трувилле. Помимо устриц там огромный выбор морепродуктов.

Залитая солнцем пристань Онфлера

Онфлер

Онфлер (Honfleur) – небольшой портовый городок. Небльшой, но просто удивительный. Кажется, что в нем навечно застыло утро воскресенья, настолько он безмятежный, праздный и тихий. На каждом шагу здесь продают сидр, кальвадос, карамель, самодельное мороженое.

В городке много древних сооружений, а самое необычное из них – деревянная церковь Святой Екатерины.

Как добраться из Парижа до Онфлера: Добираемся до Довилля на поезде, от него на автобусе до Онфлера. Второй вариант: на поезде до Гавра, оттуда на автобусе до Онфлера. Расписание:

Нормандский сидр

Яблочный сидр

Если устрицы – это то, что обязательно стоит съесть в Нормандии, то сидр – то, что стоит выпить. Золотистый, похожий на пойманное в бутылки нежное нормандское Солнце, сидр представляет из себя слабый алкогольный напиток, приготовленный без использования дрожжей. Традиционно его делают из яблок, но грушевый сидр нам понравился даже больше, настолько он ароматный и необычный.

Величие Руанского собора

Фасад Руанского собора

Руан (Rouen) – столица Нормандии и, пожалуй, французский город с самым большим количеством соборов, они здесь в прямом смысле стоят на расстоянии в несколько домов.

Самый величественный конечно – Руанский собор. Ему почти 900 лет, он не однократно страдал от стихийных бедствий и войн (во время Второй мировой войны часть собора была разрушена вовремя бомбардировки), но этот великан, самый высокий Собор Франции (151 метр), продолжает возвышаться над городом.

Именно в этом соборе, в саркофаге, захоронено сердце Ричарда Львиное Сердце (вот такая тавтология).

Как добраться из Парижа до Руана: С вокзала St.Lazare, расписание поездов можно посмотреть на (время в пути – 1,5 часа)

Как добраться из Парижа до Шато Гайар: Поездом от Руана, а от Руана на такси до замка.

На автомобиле: Так как прямого транспорта до этого места нет, то лучше взять в аренду авто и доехать до замка самостоятельно. Координаты:

Тишина узких улочек Руана

Руан

Самые красивые (в каких-то местах тихие, в каких-то не очень) улицы расположены в районе между Рыночной площадью и Руанским собором, в квартале справа от улицы . Помимо этого, можно по улице Жанны Д`Арк спуститься к Сене и пройтись вдоль набережной.

Скалы Этрета

Скалы Этрета (с) Fabio Nodari

Это самая известная нерукотворная достопримечательность Нормандии. Меловая скала, похожая на слона, опустившего хобот, чтобы выпить воды из Ла-Манша, находится на Алебастровом побережье, недалеко от маленького городка Этрета. Скала-слон называется Арка ля Маннпорт, а помимо нее здесь много других: Скала-Игла, Скала Д`Амон, Скала Д`Авал. Кроме того, между скалами можно понежиться на Алебастровом пляже.

Как добраться из Парижа до Этрета: С вокзала St.Lazare до Гавра, потом на рейсовом автобусе 24. Расписание автобусов рейса 24 можно посмотреть

Аббатство Мон-Сен-Мишель (Le Mont-Saint-Mishel)

Французы скромно называют это место «Восьмым чудом Света». Аббатство расположено на острове в бухте Сен-Мишель, у выхода в открытый Атлантический океан. Мон-Сен-Мишель находится в 2 километрах от материка и уникален не только своей романской изящной архитектурой, но и тем, что в зависимости от времени суток, воды океана то отходят, оголяя сушу между островом и материком, то вновь наступают, полностью окутывая аббатство.

Как добраться из Парижа до Мон-Сен-Мишель : С вокзала до Ренне, затем на автобусе (ходит от ж\д станции Ренне) до аббатства.

Ла-Манш (фр. laManche- рукав), также Английский канал (англ.EnglishChannel) - пролив между побережьем Франции и островом Великобритания.

Географическое положение

В месте с Па-де-Кале соединяет Северное море с Атлантическим океаном. Длина 578 км, ширина на западе 250 км, на востоке 32 км, наименьшая глубина на фарватере 23,5 м. Под Ла-Маншем (между Дувром и Кале) сооружен тоннель (общая длина 52,5 км, в том числе 38 км под дном пролива). Основные порты: Портсмут, Саутгемптон, Гавр, Шербур.

Непобедимая армада, навстречу гибели.

Более четырех столетий тому назад в узком проливе Ла-Манш сошлись две флотилии. По сути, это было столкновением двух религиозных систем, противоборством двух монархов XVIвека - протестантской королевы Англии ЕлизаветыIи католического короля Испании ФилиппаII. В книге «Поражение Непобедимой армады» отмечается, что «и для испанцев, и для англичан сражение в Ла-Манше было священной войной против сил мрака и тьмы, борьбой не на жизнь, а на смерть» (TheDefeatoftheSpanishArmada).

Для англичан той эпохи испанская армада была «мощнейшим флотом, который когда-либо выходил в открытое море». Но экспедиция армады обернулась трагедией - особенно для тех многих тысяч, кто потерял свою жизнь.

Дарданеллы

Дарданеллы (устаревшее, древнегреческое название - Геллеспонт) - пролив между европейским полуостровом Галлиполи (Турция) и северо-западом Малой Азии. Координаты Дарданелл - 40°15" северной широты и 26°31" восточной долготы.

Пролив соединяет Эгейское море с Мраморным морем, а в паре с Босфором с Чёрным морем. В древности Дарданеллы назывались Геллеспонт. Длина пролива составляет 65 километров, ширина - от 1,3 до 6 километров. Средняя глубина составляет 50 метров. На азиатском берегу Дарданелл расположен портовый город Чанаккале. Перешёл под влияние турок в 1352 г.

По договору 1841 года только турецким военным кораблям разрешалось проходить Дарданеллы. Во время Первой мировой войны за стратегически важные Дарданеллы шли тяжёлые бои между Турцией и Антантой.

Дуврский пролив, он же Па-де-Кале

Па-де-Кале (фр. Pas de Calais, в англоязычных странах называется Дуврский пролив, англ. Strait of Dover) - пролив между Великобританией и материковой частью Европы, служит входом в пролив со стороны Северного моря. Длина - 37 километров, ширина - от 29 до 32 километров, глубина - от 21 до 64 метров. Главные порты: в Великобритании - Дувр, во Франции - Кале, Булонь и. Под Па-де-Кале проходит Евротоннель. Пролив образовался в антропогене при опускании и затоплении суши между материком и Британскими островами.

Режим Дуврского пролива

Дуврский пролив (Па-де-Кале) имеет исключительно важное значение для мореплавания. Ежедневно через него направляется огромный поток судов как в сторону Атлантического океана, так и к берегам многих европейских государств. По подсчетам, ежегодно через Дуврский пролив проходит 300 тысяч судов, причём в любой момент в проливе находится одновременно не менее 40 судов. Свыше 90 процентов судов пользуются проходом шириной около 5 миль между банкой Варн и английским берегом.

Скопление большого числа судов в узком проливе, движущихся в разных направлениях, является причиной частых столкновений и аварий в этом районе. По подсчетам одного из норвежских страхователей, почти половина всех столкновений в мире приходится на район, простирающийся от Английского канала (Ла-Манш) до реки Эльба.

В связи с создавшимся положением в этом районе по инициативе прибрежных государств был поставлен вопрос о более чёткой регламентации плавания судов с установлением рекомендованных курсов и разделением движения судов через Дуврский пролив на два потока.

В этих целях еще в 1961 году в Лондоне, а затем в Париже и Гамбурге была образована группа специалистов, которой поручалось подготовить предложения по улучшению плавания, навигационного ограждения и по созданию специальной службы информации о движении судов в Дуврском проливе. Все предложения переданы на рассмотрение и обсуждение на заседаниях Комитета по безопасности на море Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО) с тем, чтобы подготовить единые правила плавания судов в Дуврском проливе и принять их в международном масштабе.

Евротоннель

Под Дуврским проливом и под Ла-Маншем проходит железнодорожный тоннель, соединяющий континентальную Европу с Великобританией, открыт 6 мая 1994 года. Как символ объединяющейся Европы, одно время он удерживал звание самого протяжённого тоннеля в мире, в этом качестве его сменил Тоннель Сэйкан (соединяет острова Хонсю и Хоккайдо). Тоннель имеет протяжённость около 51 километра, из них 39 - непосредственно на дне моря. Американское общество инженеров-строителей (American Society of Civil Engineers) объявило Евротоннель одним из семи чудес света современности.