В самом центре Санкт-Петербурга, на пересечении Невского проспекта и набережной реки Фонтанки, располагается одно из красивейших зданий города – дворец Белосельских-Белозерских. Такое необычное название он получил от своих основателей. Именно благодаря любви к роскошной жизни этого семейства каждый житель и гость города может наслаждаться красотой и утонченностью сего образца архитектуры XVIII века.

Сегодня в стенах дворца бурлит культурная жизнь Петербурга: в его залах играются спектакли, гремят оркестры, проводятся праздники для взрослых и детей. С самого начала своего существования дворец Белосельских-Белозерских был обречен стать частью светской жизни. Елена Павловна, жена князя Эспера Александровича, любила проводить здесь разнообразные балы и празднества. Да и расположение невдалеке от Аничкова дворца, где часто отдыхала царская семья, к этому располагало.

История княжеского рода Белосельских-Белозерских начинается с Гавриила Федоровича – хозяина волости «Белое село». Ни он, ни его сыновья, ни его внуки не прославились на военном поприще или на службе у государя. Многие из них либо были межевщиками, либо занимали должности стольника, придворного, по статусу стоявшего ниже боярина. Лишь один Никифор Иванович стал воеводой на защите Большого кургана недалеко от Белгорода.

История дворца Белосельских-Белозерских

Застраивание набережной реки Фонтанки началось в первой половине XVIII века, когда эти земли перешли во владения петербургским вельможам. Угловой участок, имеющий выход на Невский проспект, кочевал «из рук в руки», пока в 1797 году его не приобрела княгиня Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская.

К началу XIX века на территории уже был возведен небольшой, довольно скромный дворец в три этажа высотой. Его фасад был отделан в классическом стиле без излишеств и пышных убранств, поэтому быстро наскучил жаждущим роскоши хозяевам. По указанию князя Эспера Александровича уже в середине XIX века здание начали существенно перестраивать.

Главным проектировщиком выступил Андрей Иванович Штакеншнейдер – известный петербургский архитектор, творениями которого стали многие павильоны Петергофа: Розовый, Ольгин, дача его Величества. Также Андрей Иванович приложил руку к созданию интерьеров Михайловского дворца и спроектировал Мариинский.

Под его руководством корпуса, выходившие на Невский проспект и набережную, были полностью перестроены: теперь они блистали колоннадами и скульптурами в стиле барокко. Со стороны двора появились флигели. Идеи архитектор черпал из проекта Строгановского дворца, также расположенного в центре Санкт-Петербурга.

Внутри помещения царствовал стиль рококо. Заходя во дворец со стороны набережной, гости попадали в угловую малиновую гостиную, затем – в зеленую, а после – в парадную комнату. Вход со стороны Невского проспекта начинался с гостиной и столовой, где принимались знатные гости. Далее была обустроена картинная галерея, совмещенная с концертным залом.

Но Эсперу Александровичу так и не удалось пожить в новом дворце Белосельских-Белозерских: в 1846 году он умер от тифа. Вдова его долго не горевала и в скором времени нашла себе нового мужа – князя Василия Викторовича Кочубея, статского советника и камергера. Впрочем, и тот вскоре скончался. Произошло это в 1850 году, спустя девять дней после того, как Кочубей отметил свое 38-летие.

Деньги семьи быстро растрачивались и к восьмидесятым годам Белосельские-Белозерские погрязли в долгах. Ничего не оставалось, как продать дворец. Его хозяином стал великий князь Сергей Александрович, сын Александра II. А прежние жители переехали в особняк на Васильевском острове.

Так дворец получил свое второе название – Сергиевский. Князь переехал в него жить со своей молодой супругой Елизаветой Федоровной. Но вскоре они вынуждены были покинуть дворец, так как в 1891 году Сергей Александрович получил должность генерал-губернатора Москвы. За время своего проживания супруги успели только переделать театральный зал под библиотеку.

В 1905 году на великого князя было совершено покушение: он скончался. Его верная жена ушла в монастырь, отписав владения племяннику, усыновленному великим князем Дмитрием Павловичем.

Во время первой мировой войны несколько залов дворца были отданы военным врачам, чтобы те организовали в нем лазарет для раненых солдат. В 1917 году Дмитрия Павловича отправили в ссылку в Персию за участие в убийстве Григория Распутина, а здание перешло во владения государству.

В нем открыли свои кабинеты районный комитет комсомола и районные комитеты партии Центрального и Куйбышевского района. Одновременно с их работой здесь велись курсы Красной пропаганды. В это же время в здании начали делать косметический ремонт.

В период блокады Ленинграда дворец Белосельских-Белозерских сильно пострадал. Восстановить некоторые из его залов удалось только к 1978 году, тогда же в нем стали проводиться первые экскурсии. Реставрацией занималась Ирина Николаевна Бенуа – патриарх ленинградской школы реставраторов. В 1989 году в концертном зале были даны первые выступления, а в 1991 году дворец стал официальным культурным центром Петербурга.

В дом к Белосельским-Белозерским любила наведываться императорская семья во главе с Александром III. Барышни весь вечер танцевали, а мужчины играли в карты. Особенно развлекаться нравилось жене императора Марии Феодоровне, и чтобы ее увезти домой приходилось идти на хитрость. Находя различные предлоги, император по одному выманивал музыкантов со сцены. Когда аккомпанемент стихал, Мария Феодоровна соглашалась вернуться домой.

Во дворце постоянно проводились вечера классической музыки. Многие известные композиторы представляли перед гостями свои сочинения. Например, можно было услышать произведения Ференца Листа и Антона Рубинштейна. Среди слушателей иногда можно было встретить самого Петра Ильича Чайковского.

На углу Невского проспекта и набережной реки Фонтанки стоит великолепный бело-розовый дворец с атлантами, прекрасный, как свадебный торт. Это Дворец Белосельских-Белозерских (Сергиевский). Восхищённые современники писали, что дворец - это «величественное палаццо», а архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер «совершил настоящий художественный подвиг». Но история дворца не так проста, как кажется на первый взгляд.

Начать следует с того, что название дворца призрачно: по заказчику своего нынешнего облика, князю Эсперу Белосельскому-Белозерскому, скончавшемуся в 1846-м году, в то самое время, когда рыли фундамент здания. Участком между Невским и Фонтанкой Белосельские-Белозерские владели с конца XVIII века, приобретя его у сенатора Нарышкина. Первоначально здесь был построен дом в стиле классицизма (1799-1800, архитектор Демерцов), с фасадом, выходящим на Невский. Время шло, положение князей Белосельских-Белозерских в обществе становилось всё более и более весомым, и особняк оказался слишком скромен.


Особняк князей Белосельских-Белозерских принес Андрею Штакеншнейдеру славу «преемника изящного вкуса графа Растрелли» (по выражению авторитетнейшего в XIX веке СМИ - «Северной пчелы»), он же и стал последним частным дворцом, возведённым на Невском проспекте в XIX веке. Справедливости ради нужно сказать, что официальный статус дворца это здание получит позже, когда перейдёт в собственность императорской фамилии, однако его нарядный, по-старинному роскошный облик выдавал аристократические притязания его владельцев. Князья Белосельские-Белозерские по знатности превосходили даже самих Романовых, ибо род свой вели от Рюрика, и поэтому их кровь была самого что ни на есть небесного оттенка.

Заказчик, князь Эспер Белосельский-Белозерский, прекрасный уже по своему имени (в переводе с греческого - «вечерняя звезда»), был большим умницей и ценителем искусства, знатоком и коллекционером живописи. Именно ему, в искреннем содружестве со Штакеншнейдером (на минуточку, сыном мельника) принадлежит идея возродить стиль славных времён Елизаветы Петровны и Людовика XV, то есть барочно-рокайльные мотивы. Первые проекты разрабатывались в 1840-1841-х годах, однако строительство велось в 1846-1848-х, когда Штакеншнейдер освободился от заказов императорской фамилии и смог приступить к работам для своего друга. Однако князь Эспер был слишком прекрасен, чтобы в судьбе его не было подвохов: отправившись по служебной необходимости на инспекцию лазаретов Николаевской железной дороги, заразился тифом и скончался. Его супруга, Елена Павловна, падчерица грозного шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа, первая красавица света, мужа откровенно презирала ещё при его жизни и вскоре вышла замуж за князя Василия Викторовича Кочубея, красавца и нумизмата, и во дворце жить не стала, хотя и по достоинству оценила творение Штакеншнейдера.


Большинство залов оформлены в стиле роккоко. Анфиладу залов второго этажа вдоль Фонтанки начинает Малиновая гостиная с окнами на реку и на проспект. Затем - Зелёная гостиная и Приёмная с живописным панно «Праздник Венеры» и мебелью фабрики Ф. Мельцера. Анфилада вдоль Невского проспекта: Гостиная и Парадная столовая, картинная галерея, в ХХ веке приспособленная под фойе концертного зала. Гордость дворца нынче - Парадная лестница хорошей сохранности.


Роскошный особняк стал центром светской жизни столицы: Елена Павловна устраивала здесь великолепные балы, часто - только для семьи императора (императорский Аничков дворец совсем рядом). Известно, что Мария Фёдоровна обожала танцевать, а Александр III - играть в вист. Желая завершить бал, Александр III под различными предлогами по одному вызывал музыкантов до тех пор, пока музыка естественным образом не смолкала. Только после этого он подходил к супруге и удалялся с ней из дворца. На музыкальных вечерах здесь выступали Ференц Лист и Антон Рубинштейн.


Именование «Сергиевский» дворец получил в 1884-м году, когда великий князь Сергей Александрович, младший брат Александра III и дядя Николая II, купил его к свадьбе с красавицей Эллой Гессенской, в России известной как Елизавета Фёдоровна. Елизавета Фёдоровна, в свою очередь, была старшей сестрой будущей Александры Фёдоровны, последней русской императрицы, и в 1894-м году, перед своим бракосочетанием, юная принцесса Алиса, или Аликс, как звали её близкие люди, жила именно здесь.


В 1905-м году Сергей Александрович, назначенный за четырнадцать лет до этого генерал-губернатором Москвы, был убит террористом Каляевым. Елизавета Фёдоровна, по велению души перешедшая в православие ещё в 1891-м (как великая княгиня она была не обязана это делать), основала после гибели Сергея Александровича Марфо-Марьинскую обитель милосердия в Москве и стала её настоятельницей, а дворец передала племяннику и воспитаннику великого князя Дмитрию Павловичу. В Первую мировую войну Дмитрий Павлович передал особняк англо-русскому лазарету, который разместился в пяти самых больших его залах (в том числе концертном и в картинной галерее). В 1917-м году великий князь участвовал в заговоре против Распутина, и его выслали из России. Однако Дмитрию Павловичу удалось из-за границы продать дворец банкиру и промышленнику И. И. Стахееву.


В 1918-м году Сергиевский дворец был национализирован, и в нём разместились курсы Красной пропаганды. В конце 1919-го года часть здания передана районному комитету комсомола, в 1920-м году - районному комитету партии Центрального, затем Куйбышевского района. На комитеты уходила часть здания, остальное сдавалось в аренду различным организациям. В 1941-м году во дворце формировались отряды народного ополчения, а во время блокады он сильно пострадал. С 1948-го по 1988-й годы здание реставрировалось, воссоздавались утраченные интерьеры. Сюда начали водить экскурсии, затем начались и концерты. В 1991-м году дворец Белосельских-Белозерских обрёл официальный статус Петербургского культурного центра: здесь выступает Академический симфонический оркестр под руководством Р. Мартынова, проводятся выставки, располагаются различные организации, как-то Городской туристско-информационный центр и даже Музей становления демократии в современной России им. Анатолия Собчака.


Среди многочисленных памятников архитектуры, расположенных на Невском проспекте, один из самых заметных - дворец князей Белосельских-Белозерских. Он был построен в 1848 г. известным архитектором эпохи Николая I А.И. Штакеншнейдером.

Проект здания был представлен императору, и он одобрил его. Построенный дворец восхитил современников.

О нем писали, что это "величественное палаццо", "совершенство в своем роде", а Штакеншнейдер "совершил настоящий художественный подвиг". Дворец князей Белосельских-Белозерских стал последним частным дворцом, выстроенным на Невском проспекте в XIX веке.

Первые владельцы дворца - представители древнейшего княжеского рода, ведущие начало от Владимира Мономаха,- Белосельские-Белозерские. Многие из них были военными, дипломатами, занимали важные посты при царском дворе.

Приемы, устраивавшиеся князьями в собственном дворце на Невском, славились размахом и роскошью. По великолепию их сравнивали с императорскими приемами в Зимнем дворце. Князья Белосельские-Белозерские увлекались музыкой, театром, литературой, собирали художественные коллекции (живопись, фарфор, серебро), которые украшали залы дворца.

В конце XIX века дворец был приобретен сыном императора Александра II - великим князем Сергеем Александровичем по случаю женитьбы на принцессе Элле Гессенской (великая княгиня Елизавета Федоровна). В 1911 г. владелица дворца Елизавета Федоровна передала дворец своему племяннику - великому князю Дмитрию Павловичу (впоследствии известному, как участник убийства Григория Распутина).

После Октябрьской революции 1917 г. здание было национализировано. В советский период здесь размещались разные общественные организации, а главным арендатором был РК КПСС Куйбышевского района. Во время блокады здание пострадало от бомбежек и артобстрелов, и после войны во дворце велись реставрационные работы.

В 1992 г. во дворце расположился Петербургский культурный центр. А с января 2003 г. здание передано по юрисдикцию Управления делами президента РФ. Большое внимание уделяется его техническому состоянию, проводятся обследования и реставрационные работы.

Во дворце сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже:

Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве, Золотая Малиновая гостиная. Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины- конца XIX века: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое.

Придя во дворец на экскурсию, Вы увидите великолепные интерьеры дворца и узнаете все интересующие Вас подробности о его архитекторе, владельцах и событиях связанных с этим старинным особняком.

Материал и фото из инета

Предыдущая фотография Следующая фотография

Пожалуй, каждый турист, гуляющий по улицам Петербурга, обращает внимание на дворец Белосельских-Белозерских, расположенный в самом центре города. И даже если гости Северной столицы не планировали осматривать это здание, они все равно не пройдут мимо него. Все дело в расположении: дворец Белосельских-Белозерских находится на Невском проспекте рядом со знаменитым Аничковым дворцом .

Жена Александра III готова была танцевать на балах во дворце Белосельских-Белозерских без остановки, и императору приходилось идти на всяческие уловки, чтобы уговорить супругу поехать домой. Обычно он под каким-либо предлогом по одному вызывал к себе музыкантов. Когда все музыканты были заняты каким-то другим делом и играть уже было некому, Мария Федоровна соглашалась покинуть дворец и отправиться домой.

Величественное здание было построено по проекту Андрея Штакеншнейдера. Интересно, что этот дом стал последним частным дворцом, возведенным в 19 веке. История дворца началась в 1797 году, когда сенатор Нарышкин продал свой участок земли князьям Белосельским-Белозерским. Семья быстро возвела для себя большой дом, но спустя время была начата масштабная реконструкция. Хозяева хотели жить в настоящем дворце, который по всем параметрам соответствовал бы их высокому положению в обществе. В 1848 году на этом месте появился дворец Белосельских-Белозерских, выполненный в стиле барокко. Стоит отметить, что новое красивое здание очаровало петербуржцев того времени. Прототипом особняка, скорее всего, стал Строгановский дворец .

Белосельские-Белозерские были коллекционерами и привозили из заграничных поездок фарфор, картины, серебро и редкие книги. Все эти ценные вещи украшали интерьер дворца.

Увы, заказчик дома Эспер Александрович так и не увидел его. Глава семьи умер от тифа за два года до окончания строительства. Вдова Елена Павловна вскоре вышла замуж за князя Василия Кочубея. Супруги устраивали во дворце Белосельских-Белозерских пышные балы, а сами жили в другом доме. К слову, балы и светские вечера во дворце считались одними из лучших в Петербурге. Частым гостем мероприятий был император Александр III и его супруга. Иногда балы устраивались исключительно для царской четы. Мария Федоровна обожала танцевать, а Александр III - играть в вист. Жена императора готова была танцевать без остановки, и ему приходилось идти на всяческие уловки, чтобы уговорить супругу поехать домой. Обычно он под каким-либо предлогом по одному вызывал к себе музыкантов. Когда все музыканты были заняты каким-то другим делом, а играть уже было некому, Мария Федоровна соглашалась покинуть дворец и отправиться домой.

Хозяева дворца Белосельских-Белозерских устраивали музыкальные вечера, на которых играли многие известные композиторы. Частым гостем таких мероприятий был Петр Чайковский.

Однако дела Василия Кочубея шли все хуже и хуже, и в 1884 году он вынужден был продать дворец князю Сергею Александровичу, младшему брату Александра III. Именно поэтому дворец впоследствии получил название Сергиевского. Но в 1905 году на князя было совершено покушение. Особняк передали во владение его племяннику Дмитрию Павловичу. В 1917 году он принял участие в убийстве Григория Распутина и затем был сослан в Персию. Владельцем дворца Белосельских-Белозерских стал крупный промышленник Иван Стахеев.

После революции здание было национализировано. Здесь располагались самые разные организации: курсы красной пропаганды, районный комитет комсомола и другие. Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал, но был восстановлен и отреставрирован. В 1991 году дворец получил статус Петербургского культурного центра, в котором сейчас часто проводятся выставки и концерты. Часть помещений сдается в аренду различным коммерческим организациям.

Практическая информация

Дворец Белосельских-Белозерских находится по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, 41, станции метро «Маяковская», «Гостиный двор». Экскурсия по парадным залам дворца будет стоить 300 RUB.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.


Часть 1

Дворец Белосельских-Белозерских.
Сергиевский дворец — бывший дворец в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте в месте его пересечения с рекой Фонтанкой.
Автор проекта — архитектор А. И. Штакеншнейдер, осуществивший строительство в стиле так называемого «второго барокко».

Дворец Белосельских-Белозерских со стороны Невского проспекта

Участок, где располагается дворец Белосельских-Белозерских, равно как и другие участки на берегу реки Фонтанки, в начале XVIII века был передан для освоения знатным вельможам. Сначала им владел сенатор, князь А. И. Шаховской. При Екатерине II его владельцем был директор Ассигнационного банка сенатор П. В. Мятлев. Некоторое время хозяином участка являлся сенатор И. А. Нарышкин.


Вид на Фонтанку. Слева от моста - дом И. А. Нарышкина. 1820-е гг

В 1797 году у Нарышкина участок приобрела княгиня Анна Григорьевна Бельсельская-Белозерская. Она была второй женой князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского, на приданное которой эта семья и приобрела дом у Нарышкина, а в 1803 году у потомков Разумовских - Крестовский остров. В 1800 году по проекту Ф. И. Демерцова здесь был построен новый дом в стиле классицизма, главный фасад которого выходил на Невский проспект.


Дворец Белосельских-Белозерских со стороны Фонтанки


Вид на дворец с Аничкова моста


Фронтон фасада со стороны реки Фонтанки


Окно аттика


Маска льва на фасаде


Адмиралтейская башня (Дворец Белосельских-Белозерских)


Мальчик-атлант. Фрагмент аттика. Скульптор Д.И. Иенсен. 1847-1848

Лучковый фронтон со стороны Невского проспекта


Маски в сандриках окон второго этажа


Скульптурный декор окна второго этажа


Фигура атланта у главного входа


Ваза на парапете

Маски в сандриках окон


Декоративное оформление окон цокольного этажа

Со временем этот особняк перестал устраивать владельцев особняка. Он стал казаться неудобным, а скромный классический фасад - не соответствующим их высокому положению в обществе. Новый дворец Белосельских-Белозерских было получено проектировать архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру.

Разработка проекта велась в 1840-1841 годах. Строительство осуществлялось в 1846-1848 годах, в результате чего были перестроены выходящие на Невский проспект и Фонтанку корпуса, возведены два новых флигеля во дворе.


Дворец Белосельских-Белозерских. Фасад со стороны реки Фонтанки. Проектное решение (Дворец Белосельских-Белозерских)

Фасады дворца Белосельских-Белозерских были выполнены в стиле барокко, что стало первым примером применения этого стиля в Петербурге XIX века. По всей видимости, прототипом здания стал Строгановский дворец, располагающийся на углу Невского проспекта и реки Мойки.


Фигуры атлантов поддерживающих балкон

Терракотовые фигуры атлантов на фасаде, атланты и кариатиды внутри помещений были выполнены по моделям скульптора Д. И. Иенсена.


Парадная лестница

Большинство залов были оформлены в стиле роккоко. Анфиладу залов второго этажа вдоль Фонтанки начинает Малиновая гостиная.

Её окна выходят как на реку, так и на проспект. Далее расположились Зелёная гостиная и Приёмная. Приёмную украшает живописное панно "Праздник Венеры" и изготовленная на фабрике Ф. Мельцера мебель. Анфилада вдоль Невского проспекта начиналась Гостиной и Парадной столовой.


Дубовый зал

Далее располагалась картинная галерея, в ХХ веке приспособленная под фойе концертного зала. Двусветный концертный зал при первых владельцах представлял из себя два отдельных помещения. Из фойе можно было попасть в Театральный зал.

На первом этаже частично сохранились Приёмная, Кабинет и Столовая. Хорошо сохранилась Парадная лестница.

Заказчик строительства князь Эспер Александрович Бельсельский-Белозерский умер от тифа 15 июня 1846 года. Он так и не поселился в новом дворце. Его вдова Елена Павловна занималась перестройкой парадных залов и дворовых хозяйственных флигелей. В это время здесь был проведён водопровод. Деревянную торцевую мостовую напротив дворца Белосельских-Белозерских заменили мостовой из "бруснинского камня", у парадного подъезда устроили чугунный навес.

Елена Павловна достаточно скоро после смерти мужа вновь вышла замуж за князя Василия Викторовича Кочубея. Дворец Белосельских-Белозерских в это время перестраивался, семья обитала в особняке на Литейном проспекте.

Дворец Белосельских-Белозерских Елена Павловна использовала для проведения балов и светских вечеров. Из-за его соседства с императорским Аничковым дворцом на балы часто наведывались царские особы. Иногда они устраивались только для семьи императора.
Эти мероприятия особенно нравились Александру III, который не жаловал официальные балы. Супруга императора готова была танцевать до утра, а он сам в это время играл в вист.
Для того, чтобы завершить бал, Александр III под различными предлогами по одному вызывал музыкантов до тех пор, пока играть уже было некому. Только после этого он подходил к супруге и вместе с ней удалялся из дворца.

Дворец Белосельских-Белозерских был известен не только балами, но и музыкальными вечерами. Здесь выступали Ференц Лист, Антон Рубинштейн. В качестве слушателя на вечерах присутствовал Пётр Ильич Чайковский.

В 1880-х годах капитал князей Белосельских-Белозерских стремительно сокращался, их предприятия работали в убыток. Для раздачи долгов в 1884 году дворец Белосельских-Белозерских был продан великому князю Сергею Александровичу. Тот приобрёл это здание по случаю женитьбы на Елизавете Гессен-Дармштадской (Елизавете Фёдоровне). Князь Кочубей же переехал в свой особняк на Крестовском острове, куда перевёз часть ценностей из дворца на Невском проспекте.

С тех пор дворец Белосельских-Белозерских стал называться Сергиевским. Для новых владельцев ряд помещений был переделан. Театральный зал по проекту Р. Ф. Мельцера переоборудовали в Библиотеку.


Александр Карлович Беггров (1841-1914) Вид на Аничков мост в Санкт-Петербурге

В 1891 году Сергей Александрович стал генерал-губернатором Москвы, переехал туда с женой. Дворец долгое время пустовал. 4 февраля 1905 года в результате покушения великий князь был убит. Его вдова на свои средства организовала в Москве Марфо-Мариинскую обитель, стала её настоятельницей. Петербургский дворец Елизаветой Фёдоровной был передан племяннику великого князя Дмитрию Павловичу. Своих детей у Елизаветы Фёдоровны и Сергея Александровича не было.


Парад на Невском проспекте. 1850-е гг.

Во время Первой мировой войны великий князь Дмитрий Павлович предоставил дворец Белосельских-Белозерских англо-русскому лазарету. Для его нужд были выделены пять самых больших залов (в том числе концертный зал, картинная галерея). В 1917 году из-за участия в убийстве Распутина великому князю пришлось уехать из России.


"Аничков мост и дворец Белосельских-Белозерских". Литография Ж. Жакотте и Регаме с оригинала И. И. Шарлеманя. 1850-е гг.

В 1918 году дворец Белосельских-Белозерских был национализирован. Во дворце разместились курсы Красной пропаганды. В конце 1919 года часть помещений была передана районному комитету комсомола, а в 1920 году - районному комитету партии Центрального, а затем Куйбышевского района. Комитеты занимали лишь часть здания. Другие помещения сдавались в аренду различным организациям. В конце 1920-х годов здесь был проведён косметический ремонт.

Во время ленинградской блокады дворец Белосельских-Белозерских значительно пострадал.
В 1948-1949 и 1954 годах была его восстановили и отреставрировали. В 1960-1988 годах воссоздавались интерьеры. Сюда начали водить экскурсии, которые с 1978 года могут посетить все желающие. С 1989 года во дворце даются концерты.

С 1990-х годов помещения дворца сдаются в аренду коммерческим организациям. В 2002-2003 году был отреставрирован фасад здания. В 2004-2005 годах - парадная лестница, картинная галерея и дубовый зал.

После революции 1917 года дворец Белосельских-Белозерских, как и многие другие, был национализирован. С 1920 года здесь находился районный комитет партии Центрального, позже — Куйбышевского района.
Советское время прошло для него менее болезненно, чем для большинства других объектов: Сергиевский дворец вернул себе имя первых владельцев, интерьеры памятника в XX веке почти не пострадали. Дворец расстался с коллекцией картин, собранной Белосельскими-Белозерскими: она была перевезена частично в Эрмитаж, а частично в особняк на Крестовском острове, также принадлежавший этому семейству.

После августовского путча 1991 года райком КПСС закончил свое существование и в 1990-е годы дворец Белосельских-Белозерских был передан Комитету по культуре мэрии Санкт-Петербурга, также в нём был расположен городской культурный центр, в начале XXI века был открыт Исторический музей восковых фигур. Более двухсот экспонатов этой коллекции изображают людей, вошедших в историю со времён Ивана Грозного.
Культурный центр проводит всевозможные выставки, конференции… Во дворце устроен концертный зал, в нём периодически проходят разнообразные музыкальные выступления.


Дворец Белосельских-Белозерских и Аничков мост через Фонтанку. Санкт-Петербург. Россия. Фотолитография.

Легенды и мифы

Этот участок на левом берегу Фонтанки давно обрёл мистический ореол «Района двойников»:

* На месте Троице-Сергиевского подворья, которое расположено рядом с этим дворцом, находился в своё время дворец, где императрица Анна Иоанновна перед самой своей кончиной увидела двойника.
* Недалеко отсюда жил Пётр Андреевич Вяземский, и однажды, придя домой, увидел в своём кабинете «самого себя, сидящего за столом и что-то пишущего».

Санкт-Петербург и пригороды