Поговаривают, что эта земля некогда принадлежала Борису Годунову. Примерно в 1630 году территория была продана Афанасию Прочинщеву и дьяку Венедикту Махову. Так здесь появилось поселение: вотчинный двор, несколько крестьянских изб, созданная Маховым система водных каналов. Место стало заселяться.

В 1666 году усадьба Черёмушки , после недолгого владения печатника Фёдора Лихачёва, перешла как дар к его внуку Петру Прозоровскому. Князь Прозоровский имел вес при дворе царя Алексея Михайловича. Усадьба его не была самой огромной, но стала значительной в экономическом плане. Увеличилось количество крестьян, появились новые постройки, в порядке были сады и огороды. Петр оставил хозяйство старшему внуку - Фёдору Голицыну, вступившему во владение после смерти родителей в 1729 году. Заслуживает внимания и биография Анастасии и Ивана Голицыных, владевших усадьбой недолгий срок до того, как имение перешло к сыну Петру. При дворе Петра Великого Анастасия играла одну из ведущих ролей, сдружившись с его первой женой. Ей пришлось пережить как популярность и почести, так и наказание и опалу.

Именно Фёдор Голицын превратил поместье в роскошную дворянскую усадьбу нового типа. Голицын - военный в чине генерал-майора, выйдя в отставку, поселился в Москве, при этом поддерживая связь с двором. Овдовев после второго брака и имея семерых детей, Голицын был вынужден пустить все ресурсы на восстановление семейного очага. Для обеспечения чад и обустройства их дальнейшей жизни понадобились связи и деньги. Понадобились и Черёмушки, которые не единожды посещала императрица. Вскоре старший сын Голицына женился на сестре нового фаворита самодержицы, а имение по традиции было подарено первому внуку. Но фактическим хозяином он так и не стал.

После смерти деда произошёл передел наследства между детьми, имение несколько раз закладывалось и перезакладывалось, затем было продано. К 1780 году Черёмушки были выкуплены фабрикантом Выродовым, потом вновь проданы за долги, обретя хозяином Сергея Меншикова, внука соратника Великого Петра.

С привлечением новым хозяином архитектора из Дании, Франца Вильстера, имение было приведено в порядок, а следующие 50 лет стали временем максимального расцвета дворянского гнезда. В Черёмушках был выстроен новый дворец, новые флигели из камня, Конный двор, Чайный Домик, разбит огромный живописный парк.

После смерти родителей усадьба перешла к младшему сыну Николаю, он занимался обустройством аграрного хозяйства и реконструкцией гидрохозяйства в имении, увлекался цветоводством.

После его кончины имение купили заводчики - супруги Якунчиковы, родственники Мамонтовых и Третьяковых. Таким образом, дворянское гнездо перешагнуло в эпоху капитализма. Сначала со сменой хозяев имение пришло в упадок. Большая часть его сдавалась в наём. Последний владелец Николай Якунчиков хотел возродить великолепное имение, но не успел.

Первая мировая война, революция, эмиграция хозяев, а на месте усадьбы - госпиталь, дом отдыха трудящихся - вот что ожидало древнейшие владения с приходом новой власти.

Сейчас это имение разделено - часть отдана Институту гельминтологии, вторую занимает Институт теоретической и экспериментальной физики. При усадьбе Черёмушки сохранились главное здание, регулярный и пейзажный парки с элегантными павильонами. Сегодня дом занимает Институт теоретической и экспериментальной физики. На территории есть даже настоящий ядерный реактор, который, к счастью, не работает. Поэтому эта часть усадьбы закрыта к доступу. В каменном здании Конного двора сейчас музей гельминтологии. Чтобы войти - нужно договориться с администрацией или изыскать возможность проникнуть на одну из конференций, проводимых физиками.

Несмотря на постоянную эксплуатацию, все исторически ценные здания находятся в хорошем состоянии. Особую ценность представляет церковь - первое каменное сооружение времени постройки 1735-39 годов. То, что сейчас современные новостройки Москвы стали подбираться всё ближе и ближе, практически никак не отражается на древней усадьбе. Судьба к ней гораздо более благосклонна, чем ко многим другим старинным и именитым владениям. После двух столетий расцвета, несмотря на смену хозяев, усадьба сохранила полноценную картину жизни поколений.

Черемушки - одно из самых знаменитых московских названий, ставшее своего рода символом панельных новостроек 1950-60 годов. Более того, в некоторых других городах появились свои блочно-панельные Черемушки, поскольку имя стало почти нарицательным.
Между тем, Черемушки - это название подмосковного имения с интересной историей, и даже двух имений: Черемушки-Троицкое и Черемушки-Знаменское. Так два соседних владения, разделенных еще в 20-х годах 17 века, позже стали именовать по названиям возведенных в них церквей, чтобы отличить друг от друга. Тут речь пойдет о Черемушках-Знаменском, усадьбе, которая сохранилась вопреки всем событиям, сметавшим старинные барские дома с лица земли как пылинки.
Черемушки-Знаменское давно вошло в состав Москвы и ныне находится даже не на окраине, а в средней зоне, на улице Большая Черемушкинская.

Усадьба Черемушки (главный дом со следами перестройки начала 20 века)

Владели ей разные люди, знатные и не очень: в 1630-х годах дьякон Махов продал свою часть Черемошья думному дьяку Лихачеву, еще через полвека владельцами имения оказались князья Прозоровские, а в 1720 последняя представительница рода княжна Анастасия Прозоровская вышла замуж за князя Голицына, и почти на 40 лет Черемушки оказались в собственности Голицыных. В 1747 году здесь появилась церковь Знамения Божьей Матери, возведенная предположительно по проекту Растрелли. В авторстве проекта есть некоторые сомнения, но, тем не менее, в 1961 году здание церкви причислили к памятникам архитектуры.


Церковь Знамения в Черемушках, современный вид

Поменяв еще пару недолгих владельцев, в 1783 году Черемушки переходят к генерал-майору Сергею Александровичу Меншикову, внуку петровского фаворита, "полудержавного властелина" Александра Даниловича Меншикова. Он приглашает академика архитектуры Ф.К.Х. Вильстера и полностью перестраивает усадьбу. Появляется новый дворец с колоннами в стиле классицизма, регулярный пейзажный парк с аллеями, беседками, павильонами и насыпными горками, огромный, элегантно застроенный конный двор с башенками... Неизменной остается лишь церковь голицынских времен.


Парковый павильон Эрмитаж в Черемушках

Меншиковы владели усадьбой почти сто лет. Правда, в воспоминаниях современников Черемушки фигурировали редко - владельцы не отличались хлебосольством, не принимали у себя "всю Москву", да и сами не так уж часто жили в усадьбе, предпочитая Петербург или иные страны.
В 1870 году, когда после отмены крепостного права дворяне стали разоряться, и начался массовый переход аристократических усадеб в руки купцов, владельцами Черемушек становятся купцы Якунчиковы, богатый и прославленный род московских предпринимателей.
Выходцы из Касимова, Якунчиковы еще в первой четверти 19 века приписались к московскому купечеству, а новый владелец усадьбы Василий Иванович Якунчиков в молодости учился и долго жил в Англии. В.А. Кокорев писал о нем: "...Этот юноша надолго уехал в Англию, восприял там только то, что пригодно для России, и возвратился домой, нисколько не утратив русских чувств и русского направления".


Василий Иванович Якунчиков

Коммерческие интересы Василия Якунчикова были разнообразны - он владел Воскресенскими мануфактурами в Нарофоминске, основал кирпичные заводы в Черемушках и Одинцово, по его инициативе в Москве были проложены Петровские линии с пассажами ("Дамское счастье") и создано Товарищество Петровских торговых линий; ему принадлежали доходные жилые дома и фешенебельная гостиница "Ампир" (ныне "Будапешт")... Не менее яркой была и его общественная жизнь. Член Московского совета торговли и мануфактур, выборный московского купечества и Московского биржевого общества, он занимал еще около десятка подобных почетных постов, и очень много времени, сил и денег уделял благотворительности и меценатству. К примеру, он занял видное положение в Комитете по оказанию помощи семьям убитых, умерших от ран и изувеченных воинов Русско-турецкой войны и жертвовал на это немалые средства. В делах благотворительности его поддерживала и жена Зинаида Николаевна, урожденная Мамонтова, сестра Веры Николаевны Третьяковой, супруги создателя знаменитой галереи.


Зинаида Николаевна Якунчикова, урожденная Мамонтова

Просвещенные люди, Якунчиковы собирали у себя весь цвет московской творческой интеллигенции - композиторов, художников, актеров, составлявших славу русского искусства. Скрябин, Чайковский, Рубинштейны, Левитан, Поленов (женатый на дочери Василия Ивановича Наталье Якунчиковой), Коровин, Серов, Нестеров были в их доме своими людьми. Якунчиковы оказались в числе главных жертвователей на организацию Московской консерватории, были пайщиками Художественного театра, входили в Комитет по строительству Музея изящных искусств (ныне Музея изобразительных искусств им. Пушкина); они помогали художникам и даже приглашали их пожить в своем доме, когда творческим людям была нужна поддержка.


Мария Якунчикова, портрет работы Михаила Врубеля

Про детей Василия Якунчикова говорили, что они "ушли в дворянство". Действительно, если сам Василий Иванович, несмотря на все заслуги, всю жизнь числился купцом, то его сын Николай уже имел потомственное дворянство, придворный чин камер-юнкера и служил на дипломатическом посту (атташе российского посольства в Лондоне).
Все дочери Якунчиковых были художественно одарены, но самых больших успехов в живописи добилась Мария Васильевна Якунчикова.


Мария Якунчикова. Непоправимое

Маше было двенадцать лет, когда ее сестра Наталья вышла замуж за художника Поленова. Бывая в доме сестры в кругу людей, близких художнику, Маша особенно подружилась с сестрой Поленова Еленой. Хотя разница между ними была почти в десять лет, девушки очень привязались друг другу и сохраняли эту привязанность практически до гробовой доски (как ни печально, в прямом смысле этого слова). Маша и прежде любила рисовать, а новая подруга сумела пробудить в ней серьезный интерес к творчеству.
Заметив тягу дочери к живописи, Якунчиков пригласил к ней хороших преподавателей, а в 15 лет Маша, как вольнослушательница, стала посещать занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.


Москва в зимний период. Вид из окна на Среднюю Кисловку

Как художница, Мария формировалась под влиянием Московской школы живописи с ее элегичностью и вниманием к русским мотивам. Именно русский пейзаж стал любимой темой молодой художницы. Ей прочили блестящее будущее...


Вид из окна старого дома. Введенское

Но случилось страшное - в восемнадцать лет Маша заболела, и врачи поставили диагноз: туберкулез. Для конца девятнадцатого века это была практически неизлечимая болезнь. Но никто из близких не мог поверить, что юная девушка обречена...


Недостижимое

Родители приглашали лучших врачей и пользовались любыми средствами, чтобы вылечить дочь. Маше посоветовали поменять климат. Было решено, что отныне она будет жить во Франции и Италии, а в Москву, навестить родных и друзей, станет приезжать только на лето...


Кладбище зимой

Продолжение следует.

В наши дни усадьбу разделила Большая Черёмушкинская улица. Конный двор отделён от остальной территории и в ней теперь находится ВНИИ гельминтологии им. К.И. Скрябина, а в основный части усадьбы - Институт теоретической и экспериментальной физики им. А.И. Алиханова (на территории которого до недавнего времени находился один из четырёх атомных реакторов, расположенных в Москве).Усадьбой владели Прозоровские, Голицыны, Меншиковы. Императрица Елизавета Петровна посещала усадьбу в 1749 году. История усадьбы тесно переплетенами с другими имениями Гиреево, Узкое. В конце XIX века усадьбу приобрел купец Василий Иванович Якунчиков, владелец усадьбы Введенское. Картины его дочери М.В. Якунчиковой хранятся в Государственной Третьяковской галерее.Владельцы усадьбы: Борис Годунов (?); дворянин Афанасий Осипович Прончищев (ум. 1660) и дьяк Венедикт Матвеевич Махов (ум. 1635/36), с 1629-1630 гг. по 1633 год; думный дьяк Федор Федорович Лихачев с 1633 по 1663 год; Прозоровские и князь Петр Иванович Прозоровский с 1663 г. по 1719 годы; А.П. Голицына с 1719 года по 1729 г.; старший сын Федор Иванович Голицын (1699-1759) с 1729 года по 1759 г.; сыновья Голицыны с 1759 г. по середину 1770-х гг.; середина 1770-х годов по 1779 г. подпоручик Матвей Петрович Зиновьев; 1779 г. - 1781 г. Василий Андреевич Выродов; 1781 г. - 1819 г. князь Сергей Александрович Меншиков; жена Екатерина Николаевна Меншикова, урожденная Голицына с 1815 г. по 1832 г.; с 1832 г. сыновья и внуки Меншиковы до 1880 года; с 1880 года по 1909 год Василий Иванович Якунчиков (1827-1909); 1909 г. - 1917 г. сын Николай Васильевич Якунчиков.
Архитектор усадьбы: Ф.-К. Х. Вильстер; перестроил И.В. Жолтовский.
Усадьбу посещали: Елизавета I Петровна; Д.В. Веневитинов/
Сохранность усадьбы: господский дом, флигель, эрмитаж, павильон "Миловида", церковь, конный двор, парк, пруд.
Адрес усадьбы: Москва, Большая Черемушинская 25,28. Один из первых владельцев Черемушек В.М. Махов с 1632 г. вместе с князем Г.К. Волконским стал ежегодно назначаться "на посольскую крымскую размену", то есть выполнял ответственные дипломатические поручения, связанные с Крымским ханством. Возможно, в связи с этим он в 1633 г. вынужден был покинуть Поместный приказ и продать свои подмосковные владения другому видному чиновнику - думному дьяку Федору Федоровичу Лихачеву (ум. 1663).
В 1663 г. "в Чермневе стану полдеревни Черемошье по обе стороны Черемошского врага" (то есть Черемушки) перешло к князю Петру Ивановичу Прозоровскому (1654-1720), тогда еще несовершеннолетнему.

В 1670 г. погиб его отец, глава семьи князь И.С. Прозоровский, бывший тогда астраханским воеводой. Тяжело раненый при взятии Астрахани Степаном Разиным, он был сброшен с башни, а его сын Борис (Старший), повешен за ноги на крепостной стене. Однако царь Алексей Михайлович не забыл своего воеводу, приблизив ко двору его детей. И владелец Черемушек П.И. Прозоровский и его брат Борис (Меньшой) со временем стали одними из ближайших доверенных лиц царя, получив боярство. Влияние П.И. Прозоровского настолько возросло, что согласно завещанию Алексея Михайловича он был определен в воспитатели малолетних царей Петра и Иоанна, при которых также оставался одним из первых лиц государства. Во время поездки Петра I за границу П.И. Прозоровский был членом совета, оставленного управлять государством. А после возвращения царя он вместе с тогдашним владельцем Узкого Т.Н. Стрешневым оказался одним из немногих бояр, которым было разрешено носить бороду.

П.И. Прозоровский владел Черемушками более полувека. За это время число местных крестьян увеличилось. С 1678 г. документы начинают именовать Черемушки сельцом (сельцо - населенный пункт, имеющий помещичью усадьбу без церкви). Это позволяет предположить, что усадьба, то есть "двор вотчинников", была заново обстроена деревянными сооружениями. Здесь постоянно жил приказчик А.Б. Долгов, при помощи которого было составлено одно из описаний Черемушек: "...то сельцо написано за ним же боярином князь Петром Ивановичем, а будет де сказал ложно и за то учинит ему смертную казнь..."Новая владелица Черемушек А.П. Голицына была одной из самых колоритных фигур петровской эпохи. С детства княгиня была знакома со всей царской семьей, так как ее отец занимал исключительное положение при дворе, а сестра была замужем за братом царицы Прасковьи Федоровны Василием Федоровичем Салтыковым. Муж самой Анастасии Петровны князь Иван Алексеевич Голицын (1658-1729) был более известен по своему старшему брату Борису Алексеевичу Голицыну - воспитателю Петра I. И.А. Голицын был человеком добрым, тихим и богомольным. Ему принадлежало подмосковное село Гиреево (ныне в черте столицы), в котором была сооружена церковь, сходная по типу с зюзинской, видимо, возведенная той же артелью мастеров. Ее сооружение позволяет предположить, что до получения Черемушек Голицыны жили в Гирееве, где также находилась довольно большая усадьба с господским домом и хозяйственными постройками.

Со временем А.П. Голицына стала близкой подругой Марты Скавронской - будущей жены Петра I императрицы Екатерины Алексеевны (Екатерины I). Княгиня находилась при ней во всех поездках и путешествиях. Знаком особого доверия, оказанного А.П. Голицыной, стало ее присутствие в числе немногих гостей на свадьбе Екатерины Алексеевны и Петра I, отношения с которым у нее были довольно своеобразные Царь ее любил, звал "дочкой", дал титул светлейшей княгини и придворное звание статс-дамы (первой в России); А.П. Голицына была одной из немногих женщин, причисленных к составу учрежденного Петром шутовского "сумасброднейшего, всешутейшего и всепья-неишего собора", и даже называлась "князь-игуменьей" (сам царь при этом считался всего-навсего "дьяконом"). В ходе различного рода мероприятий, проводимых этим достаточно своеобразным "собором", пародирующим традиционные богослужения и обряды, А.П. Голицыной приходилось наравне с мужчинами участвовать в различных ритуалах "всешутейшего собора", в том числе бурных застольях и попойках.
После смерти Екатерины I в 1727 г. А.П. Голицына была уволена "на покой" и опять обосновалась в Москве. К этому последнему периоду жизни княгини относятся парадные портреты ее и мужа, которые должны были символизировать потомкам семейное счастье и согласие этой своеобразной четы.

Княгиня скончалась 10 марта 1729 г. и была похоронена в московском Богоявленском монастыре (муж пережил ее на пять недель и был похоронен там же). Имение унаследовал их старший сын князь Федор Ивановича Голицын (1699-1759). С его именем связано превращение Черемушек в увеселительную загородную резиденцию.

Императрица Елизавета Петровна посещала Ф.И. Голицына в его усадьбе Черемушки. В журнале дежурных генерал-адьютантов в "дежурство генерал-адьютанта графа Александра Ивановича Шувалова" это событие описано следующим образом: "Ея императорское величество соизволила иметь выход на Воробьевы Горы; в расставленных шатрах обеденное кушание изволили кушать - а оттуда шествие возиметь соизволила в село Черомоши - к господину генерал-майору князю Голицыну, где благоволили вечернее кушать - и во дворец прибыть изволила в 1 -м часу пополуночи".

Ф.И. Голицын скончался в 1759 г. Его наследниками стали сыновья: генерал-майор Иван (1731 -1798) и полковник Даниловского полка (впоследствии также генерал-майор) Павел (1742-1779) Федоровичи Голицыны, которые стали владеть этим имением сообща. На совести одного из них, скоре всего И.Ф. Голицына, лежит похищение из черемушкинской церкви евангелия, сосудов и ризницы. Очевидно, они понадобились для какого-то другого храма.

Голицыны расстались с этим имением еще в середине 1770-х гг., продав его подпоручику Матвею Петровичу Зиновьеву.Несмотря на свой офицерский чин, М.П. Зиновьев не счел зазорным стать фабрикантом и основал в Москве собственную "суконную фабрику", которая в самом первом путеводителе по Москве, составленном писателем В.Г. Рубаном, названа одной из "знатнейших". Причины интереса М.П. Зиновьева именно к Черемушкам вполне понятны. Согласно тому же В.Г. Рубану, зиновьевская фабрика находилась "за Серпуховскими вороты, в Вознесенском приходе при его доме", то есть достаточно близко от Черемушек. Ведь "вороты" - это Серпуховская застава, на месте которой находится знакомая всем москвичам одноименная площадь, через которую тогда было удобнее всего добираться до усадьбы.

В 1779 г. Черемушки у М.П. Зиновьева приобрел другой "суконный фабрикант" капитан Василий Андреевич Выродов, владевший фабрикой "за Красным селом, близ дворцовых Сокольников". Со временем дела В.А. Выродова стали идти все хуже и хуже. Наконец, Черемушки были описаны за долги и 23 июня 1781 г. проданы с публичного аукциона при Московском городовом магистрате князю Сергею Александровичу Меншикову (1746-1815) за 8185 рублей.

Из составленного при этом описания следует, что тогда в Черемушках находился деревянный двухэтажный господский дом с крылечками и балконами. В прихожей, украшенной картинами, стоял бильярд, створчатые 24-стекольные двери вели в зал с двумя каминами, на которых были резные позолоченные фигуры. Зал и другие комнаты были украшены множеством картин в позолоченных рамах. Стены во многих комнатах были оклеены бумажными обоями и имели резные деревянные карнизы. В доме находилась картинная галерея с зеркальными дверями и живописными плафонами. Кроме того, при доме имелась каменная оранжерея.

На господском дворе располагались служебные и хозяйственные постройки, каретный сарай, конюшни, флигель для прислуги, амбар. За каменной стеной начинался сад, в одной части которого было около 200 яблонь, и много грушевых деревьев. За садом находился огромный парк с березовыми, кленовыми и липовыми аллеями. В конце парка у прудов стоял двухэтажный каменный домик, выкрашенный зеленой краской. В саду были каменные беседки с каминами и печами, а также гроты. За тремя большими прудами находились овраг и березовая роща, называвшаяся "Старый зверинец", частично окруженная водой. В роще было четыре кургана, засаженных ельником, и три небольших осушенных пруда. В имении было также две молодые березовые рощи, занимавшие площадь около трех десятин, дубовая роща (15 десятин) и сосновый лес (1 десятина); около дорог - три рощи и небольшое количество сенных покосов. Все имение со строениями, рощами, прудами и садом занимало площадь 35 десятин.
Сразу же после приобретения Черемушек С.А. Меншиков капитально перестроил усадьбу. К этим работам он привлек выпускника Санкт-Петербургской академии художеств (впоследствии академика) Ф.-К.-Х.Вильстера, по проекту которого, выполненному в 1786-1787 гг., был сооружен сохранившийся до наших дней каменный двухэтажный господский дом, поставленный на месте предыдущего (в литературе долгое время строительство Черемушек ошибочно связывалось с так называемой казаковской школой, т.е. с московскими зодчими). Не исключено, что именно Ф.-К.-Х.Вильстер проектировал и другие сооружения, возведенные в Черемушках одновременно со строительством господского дома. Тогда был заново оформлен ансамбль курдонера (парадного двора), сооружен огромный комплекс "Экономии", объединяющий служебные и хозяйственные постройки. Все они, как и господский дом, выполнены в классицистических формах и до сих пор определяют художественный облик Черемушек.

В 1815 г. Черемушки унаследовала жена Сергея Александровича княгиня Екатерина Николаевна Меншикова, урожденная Голицына (1746-1832), в молодости славившаяся своей красотой и свободным образом жизни. "Первооткрыватель" Черемушек Ю.И. Шамурин с грустью констатировал практически полное отсутствие мемуарных источников об этой усадьбе как при Е.Н. Меншиковой, так и при ее муже: "Московские бытописатели начала Х!Х-го века, охотно и пространно рассказывающие о Кускове, Люблине и Останкине, ничего не говорят о Черемушках. Владельцы усадьбы Меншиковы не пользовались в Москве широкой популярностью, не отличались ни хлебосольством, ни причудами, главными козырями известности в Москве начала ХIХ-го века. Их усадьба не носит роскошного показного облика; это красивое и удобное жилье культурного дворянского рода". Есть основания предполагать, что на время Е.Н. Меншиковой приходятся строительные работы, в ходе которых часть усадебных построек была реконструирована и приобрела стилевые черты, свойственные московской архитектурной традиции послепожарного времени.

При ней с Черемушками оказалось связано имя главы московского кружка "любомудров" поэта Д.В. Веневитинова. Он побывал в усадьбе Е.Н. Голицыной в 1820-х гг.

В 1832 г. Черемушки вместе с другими имениями унаследовали сыновья владелицы - князья Александр (1787-1869) и Николай (1790-1863) Сергеевичи Меншиковы (историк русского двора XIX в. князь П.В. Долгоруков считал, что настоящим отцом А.С. Меншикова был шведский эмигрант граф Густав-Маврикий Армсфельд (1757-1814), бывший в России членом Государственного совета).

В Черемушках Н.С. Меншиков почти постоянно вел строительные работы. Значительной реконструкции подвергся парк, в котором были изменены направления некоторых дорожек. Кроме того, парк украсили два павильона, выполненные в традициях архитектуры классицизма: "Миловида", поставленная в линию с сооруженным ранее Чайным домиком, и небольшой павильон наподобие мавзолея с четырехколон-ным портиком, находившийся в запрудной части парка. Подобные "мавзолеи", служившие напоминанием о вечности, были одной из любимых парковых затей во многих усадьбах: Павловске, Яропольце Волоколамского уезда, Авчурине Калужской губернии и других. Были сооружены новые прачечная, людские, кухонный флигель и другие здания, перестроены Чайный домик, оранжереи и грунтовые сараи.
После смерти Николая Сергеевича в 1863 г. Черемушки унаследовал его брат, который долгое время занимал ряд крупных постов: был членом Государственного совета, финляндским генерал-губернатором, управляющим Морским министерством. Один из владельцев Узкого, граф Е.П. Толстой, характеризовал его следующим образом: "Князь Меншиков, человек ученый, довольно умный, деятельный; начальник прекрасный. С этой стороны нельзя на него жаловаться; но вместе с тем он человек самый прозаический и мелочный; не понимает ни музыки, ни стихов, ни благородных побуждений, одним словом человек без души, совершенно и во многом сходен с Нейгард-том. Разница только в том, что он гораздо образованнее..." На А.С. Меншикова как на бывшего главнокомандующего во время Крымской войны, в значительной степени спровоцированной его бездарной дипломатией, общественное мнение списало все неудачи военных действий. Армия князя не любила, сам он, вечно недовольный тем, как идут дела, никого не награждал; перед сражениями не было молебнов, после сражения главнокомандующий не объезжал поля битв и не выражал соболезнований об убитых и раненых.

В 1869 г. имение унаследовал его сын, генерал-адъютант Владимир Александрович Меншиков (1815-1893), оказавшийся последним представителем этого знаменитого рода по мужской линии. Затем майорат, титул, фамилия и герб Меншиковых перешли к внуку его сестры Ивану Николаевичу Корейше, именовавшемуся князем Меншиковым-Корейш. При В.А. Меньшикове Черемушки также сдавались под дачи. Наконец в 1880 г. он продал имение за 60 тысяч рублей разбогатевшему купцу коммерции советнику Василию Ивановичу Якунчикову (1827-1909), владельцу торфоразработок и Воскресенской мануфактуры (прядильной и ткацкой фабрик), находившейся в подмосковном селе Наре-Фоминской (Верейский уезд). Якунчикову также принадлежала усадьба Введенское.

Одна из дочерей нового владельца Черемушек Мария Владимировна Якунчикова, по мужу Вебер (1870-1902), была талантливой художницей, самобытным мастером, близким к "мирискусникам". Все ее творчество "проникнуто поэзией уходящей барской жизни, деревни, парка, меланхолической красоты русского пейзажа. В Якунчиковой много левитановской грусти. Сама болезненная и хрупкая, она опоэтизировала в своих картинах все обреченное разрушению, все гибнущее. Ее трогали убогие кресты на деревенских кладбищах, полуразвалившиеся колокольни монастырей... торжественные аллеи Версаля и запущенность "Вишневых садов" (из путеводителя "По Москве" под редакцией Н.А. Гейнике, изданного Сабашниковыми в 1917 г.).

В 1909 г. Черемушки, как и все дела отца, унаследовал брат художницы Николай Васильевич Якунчиков (1873-1931), уже не купец, а дворянин, бывший дипломатом и даже придворным - камер-юнкером. При нем в усадьбе провели крупные строительные работы по проекту архитектора И.В. Жолтовского, в ходе которых был реконструирован и заново отделан господский дом, приобретший облик близкий к современному. Кроме того, в то же время существенной реконструкции подверглись и некоторые другие постройки.Как и большинство подмосковных имений, Черемушки были национализированы после Октябрьской революции, а во время Гражданской войны почти все вещи из господского дома были вывезены в Москву. В имении был устроен совхоз, носивший название "Якунчиково" по последним владельцам Черемушек.

В годы нэпа в господском доме Черемушек был устроен частный дом отдыха (пансион). Комплекс "Экономии" с середины 1920-х гг. занимала опытно-показательная станция Московского механического института имени М.В. Ломоносова. "Я почти ничего не видел в "доме отдыха", кроме таксомоторов, которые привозят сюда на день на два, - вспоминал писатель Н.Ф. Погодин, посетивший Черемушки в 1927 г., будучи сотрудником журнала "Огонек". - И наш автомобиль везет нас мимо старинного белого дома помещика Якунчикова, где прогуливаются отдыхающие, где сушатся белые простыни и перекликаются "прислуги". Через старые мостики, по неуклюжей дороге мы въезжаем во двор старых помещичьих служб, построенных в давнем увесистом стиле, - белых, капитальных, прочных".

В победном 1945 г. в усадебной части Черемушек разместилось загадочное учреждение, - Лаборатория № 3 (в настоящее время Институт теоретической и экспериментальной физики). Ее первым директором был крупный ученый-ядерщик академик А.И. Алиханов, на плечи которого легли основные организационные работы по приспособлению усадьбы под научно-исследовательское учреждение.

Эта увлекательная однодневная автобусная экскурсия по красавице Москве откроет вам мир великосветских усадеб и поможет увидеть самые закрытые и таинственные вотчины русской знати. Вы побываете в гостях у знаменитой красавицы XIX века Эмилии Карловны Мусиной-Пушкиной в романтичном Валуеве и прогуляетесь по Воронцовскому парку с его великолепными дворцовыми постройками. Заглянете в самую кинематографичную усадьбу к владельцу Хлудовских бань на высокий берег Яузы. Разгадаете тайну Лаборатории №3, которая обосновалась в бывшей усадьбе воспитателя Петра Великого. Десятки историй и судеб пройдут перед вашими глазами, словно ожившие картины старины. А живописные усадебные парки подарят множество великолепных фотоснимков на память.
Взгляните на картину Алексея Боголюбова «Вид на Москву их Хлудовского сада» - и вам откроется панорама купеческой жизни патриархального купеческого города, давно канувшего в лету. Однако сад тот все еще на месте, и барский дом усадьбы Усачёвых - Хлудовых - Найдёновых «Высокие горы» все так же стоит среди буйства зелени на высоком берегу Яузы. Сейчас, конечно, вид отсюда совсем другой. Но, попадая за ворота усадьбы знаменитого владельца Хлудовских бань Герасима Ивановича Хлудова, вдруг забываешь о шумных улицах и бегущих пешеходах центрального округа Москвы и переносишься в мир старины и ушедших эпох. Здесь вам откроется целая вереница историй. Вы увидите, как менялся мир, от купеческих традиций к сталинскому ампиру, узнаете, где снимали знаменитые фильмы «Покровские ворота», «Звезда пленительного счастья», «Тот самый Мюнхгаузен», «Бригада», «Интердевочка», найдете необычных обитателей усадьбы - мистических сфинксов, гордых грифонов и печальных нимф. Много тайн и легенд связано с усадьбой «Высокие горы», некоторые из них только предстоит разгадать. Но уже само посещение этого живописного места подарит массу эмоций и впечатлений.
Следующая остановка - весьма загадочна и очень интересна. Все слышали о знаменитой усадьбе Черёмушки-Знаменское , что расположена среди густого парка на юго-западе Москвы. Но мало кто знает, почему она стала самой закрытой усадьбой столицы и что за тайну хранит эта вотчина наставника Петра Великого - Петра Ивановича Прозоровского. Попасть сюда с улицы простому зеваке невозможно - двойная ограда, кордон и несколько шлагбаумов скрывают кущи прекрасного парка с огромным прудом, господский дом, флигель, эрмитаж, павильон "Миловида", Знаменскую церковь и конный двор. Мы вам поможем увидеть это тайное место. Вы побываете там, куда приезжала сама императрица Елизавета Петровна, пройдетесь по тропинкам времени и заглянете за ширму таинственности. Услышите массу историй о влиятельных владельцах: Прозоровских и Голицыных, Меншиковых и Якунчиковых. Узнаете, что за секретная Лаборатория №3 скрывается за внушительной оградой. И непременно сделаете множество редких кадров на память.
А неподалеку от таинственных владений Черемушек есть не менее чудесный уголок. Воронцовский парк - то место, где отдыхаешь душой и наслаждаешься удивительными творениями архитектурных гениев Баженова, Казакова, Кваренги. Вы увидите все великолепие усадьбы Воронцово , с ее алыми вратами и каменными оградами, изящным дворцом и павильонами, тенистыми аллеями и большим парковым прудом. Даже Лев Толстой не мог устоять перед такой красотой, «поселив» в эту бывшую царскую вотчину героев романа «Война и мир». А для вас она откроет свои тайны и легенды, нашепчет истории царских интриг и светских раутов, поведает о большой любви, преданности и широте русской души.
Венцом нашего путешествия по таинственным московским усадьбам станет звизит к Прекрасной Даме. Это знаменитая красавица XIX века Эмилия Карловна Мусина-Пушкина, супруга одного из владельцев усадьбы Валуево , что живописно раскинулась на берегу тихой речушки Ликовы. Владенья Валуева в те времена привлекали немало знаменитостей в барский усадебный дом с граненым бельведером, парящим над крышей. По тенистым парковым аллеям в разное время гуляли Жуковский и Пушкин, на представлениях личного крепостного театра бывали Карамзин и Баратынский. Лермонтов вздыхал о красавице Эмилии, смотрясь в туманные воды каскадных прудов: Красного, Золотого и Темного. Вы тоже сможете заглянуть в эту водную гладь и, возможно, рассмотреть там тех муз, которые вдохновляли гостей Валуева. Вы увидите блистательный усадебный дом и таинственный грот у реки, домики церковного причта и изящный павильон «Охотничий домик». И несмотря на столетия, прошедшие со времен веселых балов и виста за ломберным столом, здесь по прежнему витает дух старинной русской аристократии. Недаром это место так привлекает к себе кинематографистов - именно Валуево стало декорацией для знаменитых фильмов «Гусарская баллада», «Война и мир» и картины «Мой ласковый и нежный зверь», навсегда связавшей Валуево с ностальгической мелодией лирического свадебного вальса Евгения Доги.
Посетив усадьбу Валуево , вы станете свидетелями былого. Вам предстоит увидеть эти старинные образы, почувствовать запахи, услышать звуки усадебных стен, прикоснуться к самой поэзии. А напоследок вы побываете в утонченной барочной церковке Петра и Павла в Ясенево , где венчались Мария Николаевна Волконская и Николай Ильич Толстой - любимые родители Льва Николаевича Толстого.