(справка)

Рейтинг (индекс) глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness index) Всемирного экономического форума (ВЭФ) публикуется ежегодно, начиная с 2004 г. (до этого с 1979 г. выпускался соответствующий доклад ВЭФ) и на данный момент является наиболее авторитетным комплексным исследованием в данной сфере.

В основу индекса заложены ИЗ переменных, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Совокупность переменных на 2/3 составляется на основе результатов опроса руководителей компаний анализируемых стран и на 1/3 на основе открытых источников (статистические данные, результаты исследований, осуществляемых на регулярной основе международными организациями - партнерами ВЭФ). Все переменные объединены в 12 контрольных показателей, определяющих национальную конкурентоспособность. К ним относятся: качество государственных институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, уровень технологического развития, размер внутреннего рынка, конкурентоспособность компаний, инновационный потенциал.

Выбор именно этих переменных обусловлен теоретическими и эмпирическими исследованиями, причем эксперты ВЭФ исходят из того, что ни один фактор не может в одиночку обеспечить конкурентоспособность. Наиболее конкурентоспособными являются те страны, правительства которых проводят комплексную политику, учитывающую весь спектр факторов и взаимосвязи между ними. К факторам, оказывающим отрицательное влияние на состояние экономики, относят, например, неэффективное управление государственными финансами, высокий уровень инфляции и др. Положительный же эффект могут оказать надежная система защиты прав частной и интеллектуальной собственности, развитая судебная система и другие меры. Наряду с институциональными факторами решающее значение могут иметь образование и возможность повышения квалификации рабочей силы, доступа к новым знаниям и технологиям.

Для каждой из стран, охваченных исследованием, отчет содержит детальное описание с подробными выводами об их позиции в общем рейтинге, а также по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и выявленным недостаткам. Составной частью обзора является подробный статистический раздел с таблицами рейтингов по различным индикаторам.

При составлении индекса эксперты ВЭФ принимают во внимание то, что государства находятся на разных этапах своего развития. Таким образом, значения отдельных факторов роста конкурентоспособности адаптируются к текущему состоянию экономики той или иной страны.

Предполагается, что Индекс может использоваться правительствами в качестве инструмента для анализа проблемных моментов экономической политики и разработки стратегий по достижению устойчивого роста.

При подготовке рейтинга 2016 г. были опрошены более 14 тыс. руководителей компаний из 138 государств. В качестве основного посыла в упомянутом докладе констатируется, что в условиях слабых темпов роста мирового хозяйства, турбулентности на валютно-финансовых рынках, геополитической напряженности и высокого уровня суверенной задолженности в развивающихся странах необходимо на национальном и международном уровнях сосредоточиться на поиске новых факторов роста экономики и конкурентоспособности. При этом, хотя важность базовых драйверов экономики - инфраструктуры, здравоохранения, образования, а также регулирования рынков сохраняется, стимулирование роста ВЭФ

связывает с так называемой «четвертой промышленной революцией», развитием инноваций и способностью государств использовать новые технологии для получения конкурентных преимуществ.

В 2016-2017 г. восьмой год подряд статус самой привлекательной страны в мире по развитию производства и ведению бизнеса присвоен Швейцарии. Второе место по индексу конкурентоспособности занял Сингапур. США вновь удостоились третьей позиции, несмотря на замедление динамики развития американского промышленного производства. Тем не менее, как считают в ВЭФ, Вашингтону не следует «почивать на лаврах». Для стимулирования высоких темпов экономического роста и дальнейшего развития рынка труда одних лишь «монетарных» усилий ФРС уже не достаточно, необходимо запустить комплекс реформ по развитию инфраструктуры, повышению эффективности рыночных механизмов, а также касающихся сферы инноваций.

В первую десятку также вошли Нидерланды, Германия, Швеция, Великобритания, Япония, Гонконг и Финляндия. Наименее конкурентоспособной страной ЕС названа Греция (86-е место, в 2015 г. - 81-е).

Из стран БРИКС самое высокое место - 28-е - занимает Китай (без изменений за последние 2 года). Разрыв стремительно сокращает Индия (39-е место, в 2015 г. - 55-е), что объясняется активной реформаторской политикой индийского правительства под руководством премьера Н.Моди. Небольшой прогресс у ЮАР - 47-е место (в 2015 г. - 49-е). Рейтинг Бразилии, наоборот, идет вниз - 81-е место (в 2015 г. - 75 -е).

Отмечается, что Россия повысила свою конкурентоспособность на 2 позиции - 43-е место из 138 стран (третья позиция среди БРИКС, первое место в ЕАЭС). Положительная динамика продолжается пятый год подряд. ВЭФ объясняет это усилением фундаментальных факторов конкурентоспособности, включая качество образования, укрепление инновационного потенциала и улучшение бизнес-климата, а также улучшение ряда макроэкономических показателей, в частности, госдолга. При этом указывается, что Россия остается под влиянием резкого падения цен на сырьевые товары (но в меньшей степени, чем другие страны ЕАЭС). Это сказывается на сокращении бюджетных поступлений, сохранении высокой инфляции. Подчеркивается, что серьезные трудности испытывает российский финансовый сектор, прежде всего из-за действующих ограничений на доступ к международным кредитным ресурсам. Вместе с внешними факторами негативное влияние оказывают отсутствие структурных преобразований, коррупция, проблемы в области налогового регулирования, недостаточно эффективное государственное управление.

Всемирный индекс конкурентоспособности (IMD).

Этот индекс, появившийся в 1996 г., рассчитывается по методике европейского Института менеджмента (Institute of Management Development, IMD), базирующегося в Лозанне (Швейцария).

Этот институт ежегодно проводит исследование конкурентоспособности стран и публикует рейтинг глобальной конкурентоспособности (The IMD World Competitiveness Yearbook). При этом под конкурентоспособностью понимается умение национальной экономики создавать условия для успешного ведения бизнеса.

Исследуются следующие факторы национальной среды:

  • состояние экономики;
  • эффективность государственного управления;
  • эффективность бизнеса;
  • инфраструктура.

Каждый из этих факторов делится на пять подфакторов, каждый из которых более подробно описывается соответствующими критериями. Эти 20 подфакторов обобщают информацию по 333 критериям, хотя каждый из подфакторов не обязательно имеет одинаковое число критериев .

Состояние экономики - 79 критериев. Дастся макроэкономическая оценка национальной экономики, исследуются следующие направления: «Внутренняя экономика», «Международная торговля», «Международные инвестиции», «Занятость» и «Цены».

Эффективность государственного управления - 62 критерия. Исследуются следующие направления: «Государственные финансы», «Бюджетноналоговая политика», «Институциональная структура», «Бизнес-законодательство» и «Социальная структура».

Эффективность бизнеса - 78 критериев. Национальная бизнес-среда оценивается с точки зрения уровня инновативности, прибыльности и ответственности. Исследуются следующие направления: «Производительность и эффективность», «Рынок труда», «Финансы», «Практика управления, «Эффективность бизнеса».

Инфраструктура - 114 критериев. Понятие «инфраструктура» здесь применяется условно, так как речь идет об оценке не только технологических, но и научных и человеческих ресурсов, которые отвечают потребностям бизнеса. Анализируются следующие направления: «Базовая инфраструктура», «Технологическая инфраструктура», «Научная инфраструктуры», «Здоровье и окружающая среда», «Образование».

Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI). Данный индекс является сводным показателем конкурентоспособности страны. Он рассчитывается Всемирным экономическим форумом ежегодно начиная с 2004 г. Для этого рассчитываются макроэкономические показатели, наиболее важные для экономического роста. Информационная база для расчетов на 2/3 формируется из экспертного мнения представителей бизнеса, политических кругов и государственного менеджмента и на 1/3 из открытых материалов статистических данных, социологических обзоров и научных исследований, публикуемых в печати и осуществляемых на регулярной основе международными организациями 1 . Это индекс также вполне применим к оценке уровня социально-экономического развития регионов.

Инновационный потенциал и конкурентоспособность компаний входят в перечень контрольных показателей данного индекса.

Следует отметить, что зачастую в иностранных рейтингах инновационная составляющая развития оценивается в составе комплексных индексов конкурентоспособности. Например, кроме индекса глобальной конкурентоспособности можно назвать индекс конкурентоспособности бизнеса (BCI), индекс развитости коммуникационной среды (NRI), индекс технологических достижений UNDP (TAI).

Но существуют и специализированные индексы инновационного развития. Например, индекс способности к инновациям , также рассчитываемый Всемирным экономическим форумом. Все индексы направлены на оценку реальных достижений, при этом используется как метод опросов, так и обработка статистических показателей. Часто применяются показатели количества патентов страны, числа ученых и инженеров, занятых в исследованиях и разработках, но могут использоваться и косвенные показатели, например число студентов .

В России использование специализированных индексов затруднено из-за низкой достоверности статистики инновационной деятельности и отсутствия многих показателей в региональном разрезе.

Оценка эффективности развития регионов. Как видно из анализа способов и методов расчета всех вышеупомянутых индексов, они отличаются друг от друга составом показателей, включаемых в расчеты, и способом их обобщения. Подбор и обоснование этих показателей каждый раз опирается на некоторые субъективные оценки. Поэтому разные подходы дают разные результаты. Необходим показатель, который выступал бы единым мерилом оценивания уровня социально-экономического развития регионов.

Рассмотрим подход, когда под эффективностью понимается отношение результатов к затратам. Под региональным результатом можно использовать различные показатели, например валовой региональный продукт В, а под затратами - амортизационные отчисления А, материальные затраты в производственных отраслях региона М, фонд заработной платы тех же отраслей региона 3, затраты на услуги непроизводственного характера в регионе З у. Тогда эффективность регионального развития будет определена по формуле

У данного подхода к оценке эффективности региональной деятельности есть недостаток - он не отражает социальную сторону развития.

Другой подход - по оценке уровня макроэкономических показателей. Ранжирование уровня социально-экономического развития может осуществляться как на основе комплексного показателя, так и какого-то одного, например показателя ВРП на душу населения.

Если же учитывать факторы сложно формализуемые, но при этом имеющие большое социальное значение, например факторы военно-политической и общественно-политической среды регионов, то в этом случае придется опираться на экспертные оценки, т.е. субъективную оценку.

Разнообразие индексного подхода применительно к оценке конкурентного уровня социально-экономического развития регионов не позволяет решить главную задачу - дать объективную оценку этого уровня и провести сравнительный анализ неравномерности регионального развития.

Оценка инвестиционной привлекательности регионов. Создание необходимых и благоприятных условий для ведения бизнеса и экономического роста, повышения качества жизни населения происходит путем привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона.

К двум основным подходам можно отнести следующие страновые рейтинги:

  • рейтинг стран по уровню привлекательности ведения в них бизнеса (Всемирный банк) включает в себя шесть самостоятельных индексов;
  • индекс экономической свободы включает в себя девять самостоятельных индексов 1 .

Для оценки регионов было разработано большое количество методик, которые сейчас широко используются. Однако все множество методов и рейтингов можно разделить на небольшое количество типов. Так, сотрудники Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова В. Брызгалин и О. Буклемишев, выделяют два основных типа рейтингов :

  • 1) сравнительные индикаторы, помогающие инвесторам в целом оценить положение дел в разных регионах с точки зрения развития в них бизнеса;
  • 2) управленческий инструмент властей, способствующий выработке мер по совершенствованию инвестиционной среды.

Статистические исследования последних лет показали, что инвестиционный климат в регионах России неблагоприятен и неоднороден, т.е. отличается от региона к региону, при этом государство заинтересовано в том, чтобы понять, за счет чего успешные регионы становятся успешными. В связи с этим Агентство стратегических инициатив (АСИ) в 2012 г. запустило пилотный проект Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов Федерации. Целью данного проекта является оценка действий органов регионального управления по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса.

В результате был разработан региональный инвестиционный стандарт, который внедрялся в 11 пилотных регионах. С 2013 г. АСИ приступило к масштабированию стандарта. Агентство осуществляет методологическую поддержку процесса внедрения, а также организационную поддержку деятельности экспертных групп .

Оценка экономической безопасности или устойчивого развития региональных социально-экономических систем. Обычно экономические интересы хозяйствующих субъектов не противоречат национальным интересам, однако такие противоречия все же могут возникать. Например, рыночные механизмы делают выгодным развитие экологически вредных производств, а государство заинтересовано сдерживать их развитие.

Федеральный уровень власти может обеспечить защиту лишь от крупных угроз. Население же в своей повседневной жизни сталкивается большим количеством разнообразных угроз, многие из которых носят локальный характер.

Учитывая особенности проблем обеспечения экономической безопасности региона, необходимо выработать особую систему параметров, учитывающих специфику конкретной территории. Существующие системы показателей оценки экономической безопасности ориентированы преимущественно на федеральный уровень власти. Однако, учитывая важность и специфические особенности региональных проблем, представляется необходимой специальная проработка проблем показателей безопасности для регионов. Целями применения подобной методики являются 1:

  • оценка кризисных ситуаций и угрозы их возникновения в социально-экономической сфере региона;
  • оценка влияния местных кризисных ситуаций на национальную безопасность субъекта Федерации и России в целом;
  • разработка и обоснование программно-целевых мероприятий по обеспечению экономической безопасности.

Система параметров (пороговых значений) экономической безопасности региона должна основываться на принципиальных положениях Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.

Каждый из основных индикаторов угроз экономической безопасности связан с оценкой ситуации в определенной сфере. Расчет показателей, рассматриваемых изолированно друг от друга, не позволяет получить объективную оценку. Только система показателей позволяет сделать выводы о реальной степени угрозы экономической безопасности. Показательно сопоставление показателей безопасности соседних регионов, а также муниципальных образований одного региона

Ни один показатель, взятый в отдельности, не может дать достоверного представления об уровне конкурентоспособности страны, а сама макроконкурентоспособность в значительной степени формируется иод влиянием факторов, не имеющих количественного выражения. Поэтому для характеристики конкурентоспособности стран стали использовать меж- сграновые рейтинги. Преимущество рейтингов заключается в том, что они дают (даже при допущении ошибок в методологии расчета) синтетическое выражение конкурентных преимуществ страны. Так как распределительная способность страны в глобальной экономике определяется всей суммой присущих ей свойств, рейтинги конкурентоспособности следует признать в качестве показателя, наиболее точно отражающего конкурентоспособность стран.

Рейтинг глобальной конкурентоспособности

Международный экономический форум (World Economic Forum - WEF) составляет рейтинг конкурентоспособности стран с 1979 г. и ежегодно публикует их в виде «Отчета по глобальной конкурентоспособности » (The Global Competitiveness Report). Рейтинг составляется на основе расчета индексов, осуществляемого ВЭФ совместно с сетью партнерских организаций - ведущих исследовательских институтов и компаний анализируемых стран, и основывается на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний. Отчет содержит детальные описания конкурентоспособности стран с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее важным конкурентным преимуществам и недостаткам, выявленных на основе анализа. Помимо этого в нем приводятся рейтинговые таблицы, а также тематические разделы, посвященные детальному исследованию ряда стран и регионов.

Первоначально рейтинг стран определялся на основе Сводного Индекса конкурентоспособности. С 2000 г. стали применять два индекса: Индекс роста конкурентоспособности (Growth Competitiveness Index - GCI) и Индекс текущей конкурентоспособности (Current Competitiveness Index - CCI)". Каждый Индекс имел особую технологию расчета. Страна могла иметь разный ранг в рейтинге (см. таблицу 7.2).

Индекс роста конкурентоспособности, разработанный под руководством Джеффри Сакса, предназначался для измерения влияния факторов, обеспечивающих устойчивый рост экономики (темп роста ВВП на душу населения) в среднесрочной перспективе (5-10 лег). Он рассчитывался на основе оценки 155 показателей, аруппированных в 8 факторов конкурентоспособности: открытость экономики для международной торговли и финансов (13 индикаторов); роль государственного бюджета и регулирования (22 индикатора); развитие финансовых рынков (24 индикатора); качество инфрасэруктуры (16 индикаторов); качество технологий (23 индикатора); качество делового уиравления(23 индикатора); мобильность рынка труда (17 индикаторов); качество юридических и политических институтов (23 индикатора). На основе группировки факторов рассчитывались три субиндекса: «макроэкономическая среда» (The Macroeconomic Environment Index), «общественные институты» (The Public Institutions Index) и «технологии» (The Technology Index). Индекс роста конкурентоспособности определялся на основе агрегации показателей этих субиндексов. При исчислении общего Индекса вес каждого субиндекса оценивался по-разному, в зависимости от уровня развития страны. Для инновационных экономик (имеющих более 15 патентов на миллион населения) субин-

ИРК концентрируется на конкурентоспособности как наборе институтов и экономической политики, позволяющих иметь высокие темпы в среднесрочной перспективе, в то время как НТК использует микроэкономические показатели модели институтов, рыночной структуры и экономической политики, призванные обеспечить высокий уровень благосостояния в данный момент. ИРК предназначен для прогнозирования перспектив роста в ближайшие пять лет, в то время как НТК дает представление о текущем потенциальном уровне производственных возможностей.

дексам придавались следующие удельные веса: «технологии» - 1/2, «макроэкономическая среда» и «общественные институты» - 1/4. Для не инновационных стран вес каждого субиндекса оценивалась в 1/3..

Страна/годы

Индекс роста конкурентоспособности

Индекс конкурентоспособности бизнеса

Сингапур

Нидерланды

Ирландия

Финляндия

Великобритания

Швейцария

Германия

Бразилия

Казахстан

Источник: The Global Competitiveness Report 2001-2002. - P. 32; The Global Competitiveness Report 2003. - P. 4; The Global Competitiveness Report 2004-2005. - P. xiii, - P. 60.

Индекс текущей конкурентоспособности был разработан иод руководством М. Портера и ориентирован на оценку конкурентоспособности с позиций микроэкономических, а не макроэкономических факторов, на которых акцентируется ИКР. Задача индекса состояла в том, чтобы на основе анализа микроэкономических показателей измерить текущий производительный потенциал, т. е. эффективность использования экономикой текущего запаса ресурсов. Фактически он был формой реализации идеи о том, что конкурентоспособность страны создается на микроуровне экономики благодаря способности фирм создавать ценные товары и услуги посредством эффективных методов производства. Поэтому с 2002 г. ето стали именовать Индексом микроконкурентоспособности (Microeconomic Competitiveness Index - MCI), a c 2003 г. Индексом конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI).

Аналитический каркас ИКБ составил «ромб конкурентоспособности» М. Портера. Индекс нацелен на выявление факторов, поддерживающих высокий текущий уровень производительности и экономической активности бизнеса. Он строится преимущественно на базе результатов опроса руководителей фирм и рассчитывается как актированная сумма оценок переменных, объединенных в два субиндекса: индекс поведения и стратетии компаний (The company operations and strategy index) и субиндекс качества национальной предпринимательской среды (The quality of the national business environment index). Первый субиндекс оценивает «качество поведения национальных фирм», определяемое их нацеленностью на конкурентное соперничество. Для этого использовались такие показатели, как: уровень разви тия менеджмента и маркетинга, ориентация производства на нужды потребителя, уровень подготовки персонала и производственных связей между фирмами, природа конкурентных преимуществ, инновационная активность и др. Второй субиндекс оценивал «качество предпринимательской среды», в которой действуют фирмы, на основе анализа более, чем 20 показателей: уровень развития транспортной инфраструктуры и связи, уровень конкуренции на отраслевых рынках, степень бюрократизации, уровень отраслевых барьеров, эффективность работы институтов, эффективность рынков капитала, состояние трудовых ресурсов, условий организации бизнеса

Отличительная особенность ИКР - оценка субиндексов на основе учета стадии развития страны. Это объяснялось существованием зависимости между уровнем развития страны и типом применяемых конкурентных стратегий, т. е. использованием тех факторов, которые обеспечивают стране преимущества. При этом на основе показателя уровня ВВП на душу населения выделялись три группы стран. Страны, развивающиеся 1) на основе ресурсов (менее 2000 $ на душу), 2) на основе эффективности производства (менее 3000 - до 9000 $ на душу), и 3) на основе инновационных факторов (более 17000 S на душу). Чтобы учесть разную способность стран воспользоваться одинаковыми факторами, субиндексы агрегируются в сводный индекс с весами, зависящими от стадии развития страны.

В 2004 году ВЭФ переходит к использованию новой методики расчета, разработанной под руководством профессора Колумбийского университета Ксавьера Сала-и-Мартин (Xavier Sala-i-Marlin). Новым аналитическим показателем стал (Global Competitiveness Index - GCI), объединивший в себе макро- и микроэкономические составляющие конкурентоспособности, т. е. соединил оценки, которые прежде давались раздельно в виде индексов MCI и BCI. GCI рассчитывается на базе 114 переменных. Две трети переменных формируются на основе данных, полученных из опросов 14000 руководителей компаний (чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес- климат в исследуемых странах), а одна греть - из статистических данных и результатов исследований, осуществляемых на регулярной основе международными организациями в соответствующих странах. Все переменные объединены в 12 контрольных показателей конкурентоспособности.

Методика расчета Индекса глобальной конкурентоспособности опирается на стадийный подход, где роль и степень влияния каждого фактора зависит от уровня (стадии) развития страны. Иначе говоря, одни и те же факторы действуют по-разному на разных стадиях развития страны, а поскольку страны различаются уровнем развития, то одним и гем же факторам следует придавать разные веса при определении значения Индекса. В згой связи все 12 показателей конкурентоспособности группируются в три блока. Каждый блок включает показатели, отражающие ключевые факторы повышения конкурентоспособности страны в зависимости от стадии ее развития. Одновременно блок выступает базой для расчета субиндекса - базовых потребностей, усилителя эффективности, факторов обновления, который будет использован при расчете Индекса глобальной конкурентоспособности (рис. 7.4).

Блок базовых потребностей включает показатели стран, которые находятся на «ресурсной стадии» развития. Источники повышения конкурентоспособности для таких стран - эффективное использование ресурсов. Для этого они должна сосредоточиться на обеспечении

1) главенства законов, 2) политической и макроэкономической стабильности, 3) конкуренции на рынках. Блок усилителей эффективности соответствует инвестиционной стадии развития, где конкурентоспособность достигается за счет интеграции национальной экономики в мировую через заимствование технологий и привлечение иностранных инвестиций. На этой стадии внимание должно уделяться 1) состоянию рынков, 2) инфраструктуры и 3) вопросам открытости экономики (валютный и таможенный режим). Блок факторов развития характеризует с траны, находящиеся на «инновационной стадии» развития. Эти страны совершили переход от экономики, импортирующей технологии, к экономике, создающей их. Их задача - создать условия для повышения качества предпринимательства и поддержания высоких темпов инноваций за счет 1) поощрения инвестиций в НИОКР, 2) совершенствования материальной базы производства, 3) накопления человеческого капитала.

Каждый блок - база для расчета субиндекса, являющегося составным элементом для расчета Индекса глобальной конкурентоспособности.

Весовая доля каждого блока определяется в зависимости от уровня развития страны, как показано в таблице 7.3. Это делается для того, чтобы учесть различия в степени влияния факторов на формирование конкурентоспособности стран, находящихся на разных уровнях развития. Кроме трех основных - стадия управления ресурсами, управления эффективностью и управления инновациями, выделены две промежуточные стадии развития. Выделение стадий производится на основе двух критериев: уровня ВВП на душу населения, определяемого в долларах СШЛ по рыночным курсам валют, и доли минерального сырья в общем экспорте страны. ВВП на душу населения не является определяющим показателем для отнесения к стадии развития, если доля минеральных ресурсов в экспорте страны больше 70%. На базе этой методики определяется значение (балл) Индекса глобальной КСП, которое варьируется от 1 до 7. Соотнося полученное значение со значениями но другим экономикам, стране присваивается соответствующий ранг в рейтинге глобальной конкурентоспособности (таблица 7.4).

Рис. 7.4.

Наиболее конкурентоспособными являются индустриально развитые страны , устойчиво занимающие на протяжении двух десятилетий верхнюю часть рейтинга при доминировании европейских стран (таблица 7.5). Шестой год подряд рейтинг возглавляет Швейцария. Ежегодно и ста- биль высокие результаты демонстрируют Финляндия, Германия, Великобритания, Нидерланды. Правда, значительно упал рейтинг Швеции и особенно Дании. Второе место в рейтинге, причем четвертый год подряд, занимает Сингапур. Лидерство США было прервано кризисом 2008-09 гг., но в 2014 г. они снова вошли в тройку лидеров. Стабильно повышает свой рейтинг Гонконг.

Среди крупных развивающихся экономик продолжает лидировать Китай, устойчиво укрепляя свою позицию в первой тридцадке стран. При этом рост конкурентоспособности он обеспечивает не только за счет огромного рынка сбыта и дешевой рабочей силы, но и благодаря росту инновационности и усилителям эффективности. Что касается остальных экономик БРИКС, го они демонстрируют нестабильность развития. У ЮАР и Индии рейтинг устойчиво снижается на протяжении последних семи лет, а Бразилия и Россия показывают неустойчивую тенденцию к росту конкурентоспособности. Постепенно улучшают свое положение бывшие социалистические государства Европы, чего нельзя сказать о постсоветских странах, за исключением Казахстана. Устойчиво низкие показатели у стран Африки.

Таблица 7.3.

Пороговые значения стадий развития стран и веса субиндексов Индекса глобальной конкурентоспособности

Показатели

Стадии развития

Стадия 1

11ереходная от стадии 1 к 2

Стадия 2

Переходная

от стадии 2 к 3

Стадия 3

ВВП на душу населения в $

Менее 2000 $

  • 9000-
  • 17000$

Более 17000 $

Вес субиндекса базовых потребностей

Вес субиндекса

усилителей

эффективности

Вес субиндекса факторов обновления

Бангладеш,

Азербайджан, Ал-

Бразилия,

Австралия,

Показатели

Стадии развития

Стадия 1

Развитие на основе управления ресурсами

11ереходная от стадии 1 к 2

Стадия 2

Развитие на основе управления эффективностью

Переходная

от стадии 2 к 3

Стадия 3

Развитие на основе управления инновациями

распределения стран по стадиям развития

Гвинея Замбия, Зимбабве, Индия, Кения, Кыргызстан, Мозамбик, Таджикистан, Танзания, Эфиопия (всего 37 стран)

жир, Ангола, Боливия, Иран, Кувейт, Ливия, Молдова, Монголия, Саудовская Аравия, Филиппины (всего 16 стран)

Болгария, Гвинея, Грузия, Египет, Китай, Румыния, Сербия, Таиланд, Украина, Южная Африка (всего 30 стран)

Казахстан, Латвия, Литва, Малайзия, Мексика, Польша Россия , Турция, Чили (все- io 24 страны)

Германия,

Греция, Испания, Канада, Южная Корея, Сингапур, США, Тайвань, Финляндия, Чехия, Швеция, Эстония, (всего 37 стран)

Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2014. - P. 21-22.

Индекс глобальной конкурентоспособности

  • 2008-

потребности

Усилители

эффективности

обновления

Значение

Значение

Значение

Значение

Значение

Швейцария

Сингапур

Финляндия

Германия

Нидерланды

Норвегия

Индекс глобальной конкурентоспособности

Субиндексы Индекса глобальной конкурентоспособности

  • 2008-

потребности

Усилители

эффективности

обновления

Казахстан

Бразилия

Таблица 7.5.

Тон-10 Мир. Динамика изменений ранговых позиций стран с 2007 но 2014 гг.

  • 2008-
  • 2009-
  • 2010-

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Сингапур

Сингапур

Сингапур

Сингапур

Сингапур

Сингапур

Финляндия

Финляндия

Финляндия

Германия

Финляндия

Германия

Сингапур

Г ерма- ния

Нидерланды

Германия

Финляндия

Финляндия

Финляндия

Германия

Германия

Сингапур

Г ерма- ния

Г ерма- ния

Финляндия

Нидерланды

Нидерланды

Нидерланды

Великобритания

Нидерланды

Нидерланды

Великобритания

Великобритания

Нидерланды

Нидерланды

Великобритания

Великобритания

Национальная конкурентоспособность является обобщающим показателем положения страны в международном разделении труда и международных экономических отношениях. Национальная конкурентоспособность понимается как способность страны и ее институтов обеспечивать стабильные темпы экономического роста в среднесрочной перспективе. Страны с высокими показателями национальной конкурентоспособности, как правило, обеспечивают более высокий уровень благосостояния своих граждан. Конкурентоспособность национальных экономик определяется многочисленными и весьма разноплановыми факторами.

Рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности составляется на основе индекса глобальной конкурентоспособности (ИГК, Global Competitiveness Index, GCI), который рассчитывается по методике Всемирного экономического форума (ВЭФ), основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса руководителей компаний. Впервые И ГК был разработан экспертами ВЭФ в 2004 г., и с 2006 г. он рассматривается как основной показатель для сравнительной оценки конкурентоспособности различных стран. Индекс глобальной конкурентоспособности составляется из переменных, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных стадиях экономического развития.

Методология расчета ИГК постоянно совершенствуется; ИГК 2013 2014 гг. был составлен из 113 переменных, которые были объединены в 12 блоков контрольных показателей (факторов), определяющих национальную конкурентоспособность;

  • 1) качество институтов;
  • 2) инфраструктура;
  • 3) макроэкономическая стабильность;
  • 4) здоровье и начальное образование;
  • 5) высшее образование и профессиональная подготовка;
  • 6) эффективность рынка товаров и услуг;
  • 7) эффективность рынка труда;
  • 8) развитость финансового рынка;
  • 9) уровень технологического развития;
  • 10) размер внутреннего рынка;
  • 11) конкурентоспособность компаний;
  • 12) инновационный потенциал.

При этом ни один из блоков контрольных показателей не в состоянии в отдельности обеспечить конкурентоспособность экономики. Как подчеркивает автор-разработчик ИГК профессор Хавьер Сала-и-Мартин, они

эффективны только в сочетании с другими переменными. Так, например, эффект от увеличения расходов на образование может быть снижен из-за неэффективности рынка рабочей силы. Значение отдельных факторов роста конкурентоспособности страны связано со стартовыми условиями или с институциональными и структурными характеристиками, которые позволяют позиционировать национальные экономики по отношению к другим странам сквозь призму развития. Согласно выводам ВЭФ, наиболее конкурентоспособными являются экономики тех стран, которые в состоянии проводить всеобъемлющую политику и учитывать весь спектр факторов и взаимосвязи между ними.

При расчетах И ГК страны различаются по стадиям экономического развития : экстенсивный рост , эффективный рост , инновационный рост , которым соответствуют соотношения блоков ключевых показателей или факторов (табл. 1.2). Выделяются три группы блоков контрольных показателей, которые обеспечивают конкурентоспособность стран на различных стадиях развития.

Страна, находящаяся на любой стадии экономического развития, обычно обладает всеми ключевыми факторами, но их роль и значение различны; ее конкурентоспособность определяют ключевые показатели, соответствующие ее стадии развития. Базисные факторы обеспечивают конкурентоспособность страны на стадии экстенсивного роста; факторы эффективности - на стадии эффективного роста; инновационные факторы - на стадии инновационного роста.

Таблица 1.2

Стадии экономического развития стран но ключевым показателям конкурентоспособности

Стадии экономического развития

Ключевые показатели (факторы)

Стадия экстенсивного роста

Базисные факторы :

  • - состояние инфраструктуры;
  • - макроэкономическая стабильность; здоровье и начальное образование

Стадия эффективного роста

Факторы эффективности :

Высшее образование и профессиональная подготовка;

эффективность рынков товаров, услуг и труда;

  • - развитость финансового рынка;
  • - размер внутреннего рынка;
  • - уровень технологического развития

Стадия инновационного роста

Инновационные факторы :

  • - конкурентоспособность компаний;
  • - инновационный потенциал

Индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК) рассчитывается как среднеарифметический показатель на основе оценки всех факторов от 1 до 7. По ИГК 2013-2014 в первую десятку с показателями от 5,37 до 5,67 вошли Швейцария, Сингапур, Финляндия, Германия, США, Швеция, Гонконг,

Нидерланды, Япония и Великобритания. Китай занял 29-е место в рейтинге по И ГК 2013-2014, Бразилия - 56-е, Индия - 60-е место.

Россия поднялась в рейтинге с 67-го до 64-го места. В докладе ВЭФ отмечается, что по сравнению с предыдущим годом положение России улучшилось во многом за счет макроэкономических факторов. Россия поднялась в этом разделе рейтинга с 22-го на 19-е место также благодаря низкому уровню государственного долга и профициту бюджета. К сильным сторонам российской экономики авторы доклада также отнесли высокую распространенность высшего образования, состояние инфраструктуры и значительный объем внутреннего рынка.

Однако воспользоваться своими конкурентными преимуществами России мешают низкая эффективность работы государственных институтов (118-е место), недостаточный инновационный потенциал (78-е), неэффективная антимонопольная политика (116-е), неразвитость финансового рынка (121-е), низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг (135-е), дефицит доверия инвесторов к финансовой системе (132-е место).

Ключевыми проблемами для экономического развития России представители бизнеса называют коррупцию, неэффективность государственного аппарата, высокие налоговые ставки. Все эти факторы, по мнению авторов доклада, способствуют неэффективному распределению ресурсов страны и препятствуют росту се конкурентоспособности.

Рейтинг глобальной конкурентоспособнoсти 2012-2013 возглавила Швейцария, которая занимает первое место рейтинге уже четвертый год подряд. Второе и третье места занимают Сингапур и Финляндия, соответственно. Страны Севернoй и Западной Европы продолжают доминировать в первой десятке списка: верхние строчки занимают Швеция (4 место), Нидерланды (5), Германия (6).

Соединенные Штаты занимают 7 место. Несмотря на улучшение показателей конкурентоспособности в целом, США продолжают падение в рейтинге четвертый год подряд, сместившись на два места до седьмой позиции. Кроме растущей макрoэкономической уязвимости, некоторые аспекты институциональной среды страны прoдoлжают вызывать растущую озабоченность среди лидеров бизнеса, в частнoсти низким остается уровень доверия общества к политическим деятелям, эффективность государства также недостаточно высока. Позитивным фактором является то, что страна до сих пор остается глобальным инновационным центром и ее рынки работают эффективно.

Далее идут Великобритания (8 место) и Гонконг (9). Япония, которая завершает первую десятку наиболее конкурентоспособных экономик, остается второй по рейтингу экономикой Азии, несмотря на заметное снижение позиций в последние годы.

Исследование демонстрирует, что разрыв в конкурентоспособности среди европейских стран продолжает увеличиваться. В то время как страны Северной и Западной Европы укрепили свои традиционно сильные конкурентные позиции со времени экономического кризиса 2008-2009 годов, страны Юга Европы, такие как Португалия (49 место), Испания (36 место), Италия (42 место) и особенно Греция (96 место), продолжают страдать от конкурентных недостатков, таких как макроэкономическая неустойчивость, плохой доступ к финансирoванию, негибкие рынки труда и дефицит инноваций.

В регионе Ближнего Востока и Северной Африки лидирует Катар (11 место) и Саудовская Аравия (18). Объединенные Арабские Эмираты (24 место) улучшили свои показатели, в то время как Кувейт (37 место) немного опустился в рейтинге.

Среди стран Африки южнее Сахары Южная Африка (52 место) и Маврикий (54) фигурируют в верхней пoловине рейтинга. Однако большинству стран региона требуются дальнейшая внешняя помощь для усиления их экономического развития и конкурентоспособности.

Среди стран Латинской Америки лидерство удерживает Чили (33 место), также повышается конкурентоспособность ряда экономик, включая Панаму (40 место), Бразилию (48 место), Мексику (53 место) и Перу (61 место).

Крупные развивающиеся рыночные экономики страны БРИК демонстрируют различные показатели. Несмотря на незначительное снижение в рейтинге на три пoзиции, Китай (29 место) продолжает лидировать в группе. Бразилия (48 место) в этом году переместилась в рейтинге вверх, а Индия (59) и Россия (67) несколько снизили свои позиции.

Россия в этом году потеряла одну позицию в рейтинге и опустилась на 67 место. Соседями России в списке на этот раз оказались Иран (66 место) и Шри-Ланка (68). Отмечается, что по сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России ухудшилось по таким слагаемым как качество институтов, конкуренция на рынках товаров и услуг, антимонопольная политика и развитoсть финансового рынка. Улучшение произошло лишь по двум слагаемым: макроэкономическая среда и инфраструктура. Как и в прошлом году, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию и неэффективность государственного аппарата, а также высокие налоговые ставки. Однако в этом году существенно выросла значимость проблем с доступностью финансирования и с квалификацией рабочей силы. Все эти проблемы мешают России вoспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, значительный объем внутреннего рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование.

Среди стран бывшего СССР Россия пропустила вперед Эстонию (34 место), Литву (45), Азербайджан (46), Казахстан (51), который улучшил свою позицию сразу на 21 пункт, и Латвию (55). Остальные государства постсоветского пространства распoложились ниже: Украина (73 место), Грузия (77), Армения (82), Молдова (87), Таджикистан (100) и Кыргызстан (127). Беларусь в рейтинге ВЭФ отсутствует.

Комментирует Клаус Шваб (KlausSchwab), основатель и исполнительный директор Всемирного экономического форума: «Устойчивые различия в конкурентоспособности в различных регионах мира и внутри этих регионов, в частности в Европе, лежат в основе нестабильности, которую мы переживаем сегодня и это ставит под угрозу наше будущее процветание. Мы убеждаем правительства действовать решительно и принимать долгосрочные меры по усилению конкурентоспособности и вoзращению мира на путь устойчивого развития».

Комментирует Ксавье Сала-и-Мартин (XavierSala-i-Martin), профессор экономики Колумбийского университета (ColumbiaUniversity) в США, соавтор отчета: «Индекс глобальной конкурентоспособности дает представление о долгосрочных тенденциях, которые формируют конкурентоспособность национальных экономик. С этой точки зрения отчет может дать полезную информацию о ключевых направлениях, в которых должны действовать страны, чтобы оптимизировать производительность, определяющую их экономическое будущее» .

Исследование конкурентоспoсобности стран мира занимается ведущий в Европе Институт менеджмента (Institute of Management Development, IMD), базирующийся в Лозанне, (Швейцария).

Под конкурентоспособностью страны Институт менеджмента понимает способность национальной экoномики создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес. The IMD World Competitiveness Yearbook - ежегодное аналитическое исследование конкурентоспособности, которое Институт проводит с 1989 года в содружестве с исследовательскими oрганизациями во всем мире.

На сегоднешний день The IMD World Competitiveness Yearbook - одно из наиболее полных исследований по проблемам конкурентоспособности государств и регионов, которое в ряде стран используется для формирования государственной политики и определения дальнейших действий правительства по повышению конкурентоспособности национальной экономики, а также стратегических бизнес-решений в крупных компаниях. Каждое государство в рейтинге оценивается на основе анализа 331 критерия по четырем основным показателям:

  • · состояние экономики;
  • · эффективность правительства;
  • · состояние деловой среды;
  • · состояние инфраструктуры.

Каждый показатель имеет равный вес и включает в себя пять фактором. Таким образом, совокупный рейтинг конкурентоспособности государств основании на 20 различных индикаторов из четырех ключевых аспектов экономической жизни страны. При расчете используются данные международных организаций, среди которых ООН, ВТО, МОТ, ОЭСР, МВФ, Всемирный банк и другие, а также 57 партнерских институтов по всему миру. Рейтингование осуществляется на основе обратного соотношения: две трети - стaтистические данные и одна треть - экспертных оценок. Бизнес-климат в охваченных исследованием странах оценивается на основе мнения аналитиков, опросов руководителей крупных корпораций и специалистов.

Согласно недавнему рейтингу Всемирного экономического форума (WEF) за 2011-2012 годы, стрaна занимает 66-е место из 142-х. Россия оказалась позади не только развитых, но и многих развивающихся стран -- в частности, других членов БРИК. За период с 2005 года, когда методология расчета индекса глобальной конкурентоспособности WEF значительно изменилась, Россия, находившaяся среди стран БРИК на 3-м месте после Индии и Китая, ухудшила свое положение по отношению к Бразилии и переместилась на последнюю позицию. За это время Китай, наоборот, вошел в тридцатку наиболее конкурентоспособных стран.

С 2000-го по 2004 годы Россия занимала самые низкие места в четверке по индексам конкурентоспособности для роста и для бизнеса WEF -- аналогам современного индексa глобальной конкурентоспособности. Сам индекс глобальной конкурентоспособности России последние три года находится на неизменном уровне 4,2 (из 7) балла. Согласно оценкам WEF, соответствие базовым макроэкономическим требованиям и эффективность бизнес-среды в России за прошедшие семь лет немного улучшились. Наилучшую динамику показали уровень развития инфраструктуры и технологический уровень (+0,8 балла до знaчений 4,5 и 3,7 соответственно). Показатели здоровья, начального образования, высшего образования и профессиональной подготовки снизились. Ухудшился и уровень совершенства бизнеса, в частности конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал.

Особенно низкие оценки страны в 2011 году наблюдались по показателям уровня развития институтов (правил игры) и финансовых рынков, эффективности товарных рынков и организации бизнеса. Как следует из этого, хотя российский бизнес дaлеко не идеал, а его бизнес-стратегии по многим оценкам (и не только в этом рейтинге), зачастую примитивны и недальновидны, хотя разрыв в оплате труда внутри российских компаний просто неразумен, но государство еще хуже исполняет свои функции и нуждается в глубоком реформировании. В число пяти основных факторов, препятствующих развитию бизнеса в России вошли коррупция, бюрократия, криминогенная обстановка, высокие ставки налогов и трудности в доступе к финaнсированию.

При этом Россия по уровню среднедушевого ВВП заметно (от 1,5 до 5 раз) выше партнеров по БРИК, а значит, их институты ей, скорее всего, не подходят. По уровню почасовой производительности труда Россия тоже выше (в 2-5 раз), а вот эффективность зарплат («зарплатотдача») в стране в два раза ниже. Это знaчит, что удержать уровень жизни в России от падения нельзя без стремительной модернизации. Но этого, опираясь лишь на пенсионеров, синих воротничков и часть сырьевой техноструктуры, не осуществишь. Без креативного класса не обойтись. А тот не хочет играть по старым правилам.

12 янвaря 2012 года исследовательский центр Heritage Foundation опубликовал очередной рейтинг стран с точки зрения экономической свободы. Как и в прошлом году, Россия нaбрала в нем 50,5 баллов из 100 (при среднем показателе в мире 59,5 балла). Заметим, что государства, получившие оценку ниже 50 баллов, рассматриваются центром уже как «несвободные». Страна находится на 144-м месте, замыкая список «преимущественно несвободных» экономик и отставая не только от Китая -- 138-е место, но и от Бразилии и Индии, занимающих соответственно 99-е и 133-е место в рейтинге экономической свободы.

По результатам последнего десятилетия ситуация в России не показала сколько-нибудь значимого улучшения. Индекс экономической свободы в этот период колебался на уровне 50-51 балла. Конечно, экономическая свобода далеко не единственный критерий экономического успеха, однако и в других, более комплексных рейтингах, в частности рейтингах Международного института управленческого рaзвития (IMD) и Всемирного экономического форума (WEF), положение России далеко не соответствует ее базовому потенциалу. Страна должна была бы занимать более высокое положение не только благодаря большому внутреннему рынку, природным ресурсам (все это есть и у Бразилии, и у Китая, и у Южной Африки), но и за счет весьма качественной рабочей силы. При этом темпы роста российской экономики в 2000-2010 годы не были сверхвысокими, а в целом соответствовали уровню развития страны, так как естественный провал ВВП в 2009 году на 8% вернул ее на предсказуемую траекторию роста.

Рис.1

Если же посмотреть на рейтинги, которые, по замыслу их создателей, говорят не о прошлом и настоящем, a о будущем страны, то перспективы экономического выживания России в новом мире в статусе «перспективного гиганта» под большим вопросом. Конечно, можно по-советски отмахнуться от мнения заграницы, но где сейчас те Советы? А можно и попытаться понять упорное нежелание запaдных экспертов признать ценность особого пути крупной авторитарной экономики со сверх меры коррумпированным госаппаратом. Даже лучшие представители которого в начале 2000-х рассуждали примерно так: пусть институты развития украдут 30-40% бюджетных денег, но 60-70% пойдет в родную экономику, а не в отток капитала, как в лихие 1990-е. Но почему-то вышло так, что сейчас и деньги пилят, и отток капитала только растет.

Согласно исследованию IMD, в 2011 году Россия занимала 49-е (из 59 cтран) место в рейтинге конкурентоспособности стран мира. В 2001-м страна занимала 43-е место -- такое же, как и в 2011-м без учета новых стран, вошедших в рейтинг. Индия и Китай в тот же период не только находились выше, но и показывали лучшую динaмику. Так, Индия поднялась на 10 позиций (32 место в 2011 году), Китай -- на 7 (19 место). Лишь Бразилия оказывалась в рейтинге ниже России, и то лишь два раза -- в 2004 году и в 2007-м, и опустилась за 11 лет на 4 позиции до 44 места.

Такие оценки социальной и институциональной среды -- компонент эффективности государства по IMD, -- как достаточность защиты личной безопасности и частной собственности, честность судебной системы, политическая стабильность, прозрaчность государственной политики, отсутствие бюрократии и коррупции для России гораздо ниже, чем для Бразилии, Индии или Китая. Что касается бизнес-среды, ведение бизнеса в стране остается крайне трудным делом, a законодательная поддержка создания фирм за 10 лет улучшилась незначительно. Утечка мозгов в России препятствует конкурентоспособности экономики гораздо сильнее, чем в других странах БРИК, а по способности привлекать иностранных специалистов страна опустилась с первой на последнюю позицию по сравнению с остальными быстроразвивающимися странами. При этом большинство этих и других показателей в стране за десять лет скорее снизились или остались на прежнем, низком, уровне.

Рис.2 Уровень коррупции в странах БРИК согласно рейтингу конкурентоспособности IMD (10-балльная шкала)