Монастырей и храмов на территории России очень много – древних и современных. Как говорят, выезжай на Золотое кольцо и будет тебе счастье. Исторические здания, шепот давно произошедших событий и живших когда-то людей. Русская история богата и щедро делится своими дарами. Но среди них есть совершенно особые места, в которые стоит съездить любому, кто занимается позабытыми страницами истории. Одно из них — в городе Можайск, недалеко от Москвы.

Лужецкий Ферапонтов монастырь , который находится в Можайске, широко известен за пределами Московской области. Сегодня он является одним из важнейших мест паломничества для верующих. Посмотреть его решили и мы.

Экскурсия в историческое прошлое

Я бывала в Суздале и Владимире, и в Угличе и в Дмитрове, Костроме, в Сергиевом Посаде, в , Боголюбово и видела знаменитую колокольню на речке Нерль. В некоторых из этих городов я бывала по несколько раз. И все же я могу смело сказать: Лужецкий монастырь в Можайске любопытнее и интереснее всего Золотого кольца, по которому принято проехаться хотя бы раз в жизни, куда привозят даже иностранных туристов, чтобы показать – вот она, история России в камне, во плоти, так сказать.

Но, как многим известно, историю пишут победители, и, разумеется, победители становятся белыми и пушистыми в своей интерпретации действительности. Летописи многократно редактируются, ненужные даже уничтожаются. Это не скрывается даже. Во время Раскола победившие с особым азартом сжигали и книги, и людей. Конечно, и у победителей могут быть свои минусы и слабости, но принято на это закрывать глаза и скорбно произносить: так было нужно Отечеству. А зачем это было нужно? Обычно не принято задавать таких вопросов. Ведь даже теория Дарвина за них – выживает мол сильнейший, значит, так надо. Были бы мол раскольники или другие враги правы, то они бы выиграли войну.

Но кто был прав, мы не знаем, однако выяснить то, что скрыто от глаз, все равно желаем. Ведь чего бояться, если победители правы?

А мы любим задавать вопросы, поэтому однажды собрались и отправились в сторону Можайска. Ехать от Москвы совсем не долго (около двух часов), особенно если не попасть в пробку на Минском шоссе. Направление популярное, так что стоит подумать, чтобы всех опередить и выехать пораньше.

В Можайске надо свернуть к реке по указателям, и скоро перед вами предстанут белые стены Лужецкого Ферапонтова монастыря. Казалось бы, все типично: строение на берегу петляющей речки, внутри стоит храм, здание, где жили монахи. Вокруг — мощные стены. Красиво, люди приходят на службу.

Березовая аллея перед входом в Лужецкий Ферапонтов монастырь в Можайске

Но чем же интересен Можайский монастырь?

Особенности Лужецкого монастыря бросаются в глаза сразу же. Даже если глянуть на храм, сразу же хочется спросить: а что с ним случилось? Почему он стоял закопанным в землю почти наполовину? Сейчас храм откопан, и к нему приставили большую лестницу. Очевидно в то время, когда он стоял под землей, нижние помещения, где изначально был вход, и использовался верующими по назначению: для служб и молитв. Но теперь алтарь перенесен наверх.

Мгновенно приходят на ум тысячи подобных зданий, которые до сих пор стоят закопанными, нелепо моргая половинками глаз-окон из-под земли. И ведь речь идет не только о христианских и богоугодных заведениях, в разных городах России можно встретить здания, закопанные в землю, первые этажи которых стали полуподвальными помещениями.

В самом деле, в здравом уме кто-то будет строить и проектировать свои здания подобным образом? Чтобы люди жили внизу? Внизу под жилыми помещениями всегда было принято устраивать погреб для хранения продуктов (если речь идет о простой семье) и своих богатств и товаров (если мы уже говорим о купцах). А у нас здания закопаны! И выглядят нелепо. А вот если их откопать, они сразу становятся красивыми и логично спроектированными, законченными.

Значит, какой первый вопрос, который задает Лужецкий Можайский монастырь? Да, верно: что же такое случилось совсем недавно, что были погребены здания? Потоп, цунами? Это, конечно, из ряда фантастики, но других версий сразу в голову и не приходит. Многодневный дождь с ветром? А главное, почему после бедствия не стали откапывать? К примеру, в Европе – стали. На многих картинах изображены люди с лопатами, откапывающие Рим и другие города. И речь там не идет о восстановлении исключительно объектов Римской империи.

Сразу за церквушкой можно увидеть странные белые камни, поваленные, как говорят, «мордой в салат». Поскольку не все лежат именно в таком положении, то можно их осмотреть. И при пристальном внимании мы вдруг видим письмена и понимаем – это надгробные камни. Это камни, стоявшие у чьих-то могил.

А чуть подальше видим и само кладбище. Где подобные камни – самые легкие из представленных – лежат на привычном для себя месте. Однако стоит подойти и сразу становится ясно, что надгробия не принадлежат могилам. Они просто положены сверху. Так, для красоты. Валялись кругом, а после похорон братьев на их могилы были сверху поставлены камни. Их украшают совсем не христианские символы – свастика, коловрат и другие. Следующий вопрос, следовательно, откуда взялись эти камни в христианском можайском монастыре?

А вот камни поваленные на заднем дворе, уже гораздо интереснее. Когда-то они послужили фундаментом для строительства. То есть пришли люди на место захоронения, посмотрели, что надгробные камни очень даже ничего и использовали их для строительства. Сейчас, когда храм уже откопали и восстановили, надгробия бесполезным грузом лежат рядом. Убрать их – задача не из легких, тяжелые они очень. Да и не мешаются особенно. Письмена не везде видны. А где видны, то удивление просто зашкаливает.

Я не могу не сказать, что в принципе удивляет поведение тех, кто строил из надгробий фундамент. То есть совсем уважения не было? А ведь язык там – русский, древнерусский точнее, свой. Что это за неуважение тотальное? Разграбить чужую могилу и построить из нее храм! Никакой религиозной войной это не объяснить. Это просто бесчеловечно.

Но вернемся к надписям на камнях в Лужецком Ферапонтовом монастыре. Были попытки расшифровки, которыми занимались сторонники альтернативной истории, поэтому я не буду повторяться. Скажу лишь одно – здесь, на территории монастыря в Можайске, лежат свидетельства истории страны. Ведь стиль и способ нанесения букв совершенно разный, это несколько временных пластов.

Эта версия события никого уже не интересует. Так как мы слишком привыкли верить в официальную версию. Но как мне кажется, стоит присмотреться и для себя понять хотя бы одно – наши победители не всегда белые и пушистые. Не значит это автоматически ведь, что проигравшие безвинны. Кто знает? Но честно ли то, что нам не предоставляют выбор самим разобраться, что это была за борьба, за что и какие ставки были сделаны?

Фотографии надгробных камней в Можайском Лужецком Феропонтовом монастыре в Можайске

Кладбище при Можайском Лужецком Феропонтовом монастыре

Основан в XV веке преподобным Ферапонтом Белозерским

Лужецкий монастырь в Можайске в начале XV века основал преподобный Ферапонт Белозерский, ученик Сергия Радонежского. Монастырь также называют Ферапонтовым. Ферапонт Белозерский был назначен князем Можайским, сыном Дмитрия Донского, для устроения монастыря вблизи своего стольного города княжества. Белоозеро, наряду с Можайском, было уделом князя Андрея Дмитриевича Можайского, так по воле князя, В 1408 году семидесятилетний старец стал основателем Богородице-Рождественского монастыря - в местности, называемой Лужками, под Можайском, где настоятельствовал почти 20 лет, до самой своей кончины. В монастыре покоятся мощи его основателя, преподобного Ферапонта.

В 1542г. был построен собор Рождества Богородицы, а через 5 лет трапезная с Введенской церковью, которая первоначально была шатровой. В конце XVI века в монастыре были построены еще два каменных здания –церковь Иоанна Лествичника и надвратная Преображенская церковь (перестроена в 1732г. после пожара).

В1680-х гг. возведена кирпичная ограда с четырьмя круглыми башнями, а в 1692гг. закончена шатровая трехъярусная колокольня и Братский корпус. Таким образом, ансамбль монастыря практически полностью сложился к концу XVII века.


В 1732г. монастырь сильно пострадал от пожара, и большинство зданий пришлось так или иначе перестраивать и строить новые - четырехугольную башню с хозяйственными воротами, настоятельские покои.

Пострадал монастырь в войну 1812 года, чудом удалось спасти его от пожара. Во время Великой Отечественной войны фашисты устроили здесь лагерь для военнопленных. А после войны НКВД разместил здесь лагерь.

В 1961 году началась реставрация памятника архитектуры, а в 1993г. монастырь был передан Русской Православной Церкви и начала возрождаться монастырская община.

Недалеко от монастыря построена надкладезная часовня над источником преподобного Ферапонта:

Список Храмов и построек монастыря:

  • 1542г. Рождества Богородицы собор
  • 1547г. Введенская трапезная церковь
  • кон. XVIв. Преображенская надвратная церковь
  • кон. XVIв. церковь Иоанна Лествичника (утрачена)
  • 1673-1692гг. Колокольня
  • 1681-1692гг. Братский корпус
  • 1680-1684гг. Ограда с круглыми башнями
  • 1761-1763гг. Четырехугольная башня ограды и Хозяйственные ворота
  • 1761-1768гг. Настоятельские покои
  • 1814г. Казначейский корпус
  • ХХI в. Надкладезная часовня над источником прп. Ферапонта

Почти шесть веков стоит на высоком берегу реки Москвы, на окраине Можайска Лужецкий монастырь. Основание ему было положено в 1408 году молитвами преподобного Ферапонта Можайского Белозерского и стараниями можайского князя Андрея Дмитриевича. Преподобный Ферапонт, в миру Федор Поскочин, родился около 1337 года. Происходил он из боярского рода и был уроженцем Волоколамской земли. Стремясь избежать суеты мира сего, он, уже в зрелом возрасте, пришел в Московский Симонов монастырь и умолил архимандрита и братию позволить принять ему иноческий образ. Настоятель монастыря Федор, племянник преподобного Сергия Радонежского, в будущем архиепископ Ростовский (+ 1394, память 28 ноября/11 декабря) благословил постричь его с именем Ферапонт. Произошло это около 1385 года. Подвизавшемуся в Симоновской обители Преподобному по делам монастырским приходилось бывать на Белом озере. Край Белозерский очень полюбился ему, так как "местность эта была очень пустынной, и много там было лесов, непроходимых болот, множество вод, озер и рек", а все это способствовало к стяжанию новых добродетелей, верхом которых для монаха было безмолвие. Молитвы его дошли до Господа и, вскоре, преподобный удалился из Симонова вместе с другом своим преподобным Кириллом (Белозерским), которому путь в Белозерье указала сама Пречистая.

В 1398 году преподобным Ферапонтом на Белом озере был основан монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в кагором он десять лет провел в молитве и так преуспел в ней, что слава о старце-подвижнике докатилась до владельца Белозерской земли князя Андрея Дмитриевича Можайского, сына святого благоверного князя Дмитрия Донского (+1389, память 19 мая /1 июня) и Ефросиний (+ 1407, память 17/ 30 мая). Князь Андрей Дмитриевич родился 14/27 августа 1382 года, а Можайск и Белоозеро он получил в удел после смерти отца в 1389 году. Молодой годами благочестивый князь Андрей задумал устроить и вблизи своей столицы обитель во имя Пречистой Богородицы. "И искал он, где бы найти ему мужа совершенного разумом для осуществления этого дела, и не находил он вокруг себя подходящего для такого предприятия человека. И вот пришел ему на ум блаженный Ферапонт, создавший обитель на Белом озере в его отчине, и понял он, что лучшего человека для начинания такого дела нет. Как не хотелось Преподобному окончить свои дни среди белозерского безмолвия, а все же по уговорам братии ему пришлось подчиниться воле владетельного князя. Со словами "Воля Господня да будет" семидесятилетний старец отправился в путь. С Божьей помощью добрался он до Можайска и основал свой второй Богородице-Рождественский монастырь в Лужках на берегу реки Москвы.

На месте, которое благословил преподобный Ферапонт, князь Андрей Дмитриевич начал строительство каменного собора в Честь Рождества Божией Матери, келий. Дом Пресвятой Богородицы он украсил иконами/книгами и снабдил всем необходимым. Преподобного Ферапонта князь поставил начальником того места, и имел постоянное попечение о нем, и хорошо почтил и упокоил его в старости, и ни в чем его не ослушался. Преподобный в сане архимандрита настоятельствовал здесь восемнадцать лет и 27 мая / 9 июня 1426 года на 90. году жизни отошел ко Господу Оплакиваемый князем и его семейством честный отче Ферапонт с почестями был погребен в Лужецком монастыре. Князь Андрей Дмитриевич Можайский скончался 2/15 июня 1432 г. и был похоронен в княжеской усыпальнице - Архангельском соборе Московского Кремля. Лужецкий монастырь на протяжении почти шести веков освящался почивавшими в нем под спудом мощами своего святого основателя. Немало повидал он за это время годин горьких и тяжелых, не раз терпел за землю русскую, но всякий раз оправлялся от постигавших его несчастий. Но самое страшное и продолжительное испытание пришлось пережить обители в XX веке, когда борцами с "проклятым прошлым" выступили не иноземные захватчики, а те, кто жили вблизи ее старых стен. Богоборцы закрыли монастырь, церковь преподобного Ферапонта, упоминавшаяся впервые под 1596 годом, была стерта с лица земли. Однако честные мощи его сохранились нетронутыми и вскоре место могилы святого старца скрыл бурьян.

В 1994 году началось возрождение древней обители и на предполагаемом месте захоронения преподобного Ферапонта был утвержден крест, вокруг него среди зарослей репейника зацвел никем не сеянный розовый и белый клевер, будто святые мощи Преподобного благоухали через этот душистый ковер. В 1997 году при открытии фундаментов Ферапонтова храма было обнаружено место спуда и 26 мая 1999 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, мощи преподобного Ферапонта были обретены и покоятся в восстановленном храме надвратной церкви Преображения Господня, которая в первый раз упомянута в монастырской летописи в 1629 году. Нынешний ансамбль монастыря начал создаваться при святителе Московском Макарии (ум. 1563), который с 1523 по 1526 год был архимандритом Лужецкого монастыря и впоследствии, уже занимая первосвятительский престол, жертвовал в монастырь большие вклады. При нем на месте простоявшего сто лет первоначального собора Рождества Богородицы, у северной стены которого и находилось захоронение преподобного, было построено новое здание пятиглавого собора с галереей. Собор был некогда расписан мастерами школы Дионисия. В настоящее время сохранились лишь фрагменты той росписи. Трехъярусная шатровая колокольня устроена около 1692 года при содействии святейшего Патриарха Иоакима. В палатке нижнего ее яруса было погребено несколько представителей рода Савеловых - жертвователей монастыря и сродников Патриарха Иоакима. Несмотря на то, что надгробия Савеловых не сохранились, здесь сейчас устроена поминальная часовня. Восстанавливается и трапезная церковь Введения Пресвятыя Богородицы во храм, упоминавшаяся впервые в 1547г. и существующая в нынешнем своем виде со второй половины XVIII века.

К радости обретения мощей основателя монастыря преподобного Ферапонта уже приобщились многие и многие паломники. В числе первых был Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Свой визит на Можайскую землю 6 июля 1999 года Святейший начал с поклонения честным мощам преподобного Ферапонта. На представленном ему Акте обретения мощей Преподобного Алексий II начертал 31 мая 1999 года следующую резолюцию:" Слава Богу, что еще одна святыня обретена. К мощам преподобного Ферапонта, основателя Можайского Лужецкого монастыря, почивающим ныне в обители, будут притекать люди Божии, прося молитвенного предстательства и укрепления на своем жизненном пути у подвижника земли Русской".

Храм преподобного Ферапонта построен был над тем местом, где до недавнего времени (26 мая 1999 г.) под спудом почивали мощи основателя Можайского Лужецкого Тождественно Богородицкого монастыря - преподобного Ферапонта Можайского и Белозерского чудотворца. Первоначально храм был освящен во имя преподобного Иоанна Лествичника, именоваться Ферапонтовым он стал после пожара 1717г. Точное время создания этого храма неизвестно; одни исследователи, как и архимандрит Дионисий Виноградов, полагают, что на этом месте еще при жизни Преподобного стоял храм, другие, как архимандрит Геронтий Кургановский - что храм был построен в начале XVI века, точно же известно о том, что он существовал в конце XVI века. Известно, что между 1569 и 1574 годами Макарий, епископ Вологодский прислал в Лужецкий монастырь четверо царских дверей. Этим указывается на существование в монастыре тогда четырех церквей или, по крайней мере, трех храмов и одного придела, ибо в то время не было Преображенской церкви О том, что из себя представлял храм преподобного Иоанна Лествичника перед Смутным временем и польским нашествием, мы можем узнать из писцовых книг г. Можайска за 1596-1598 гг. (в этих книгах первый раз встречается подробное описание Лужецкого монастыря. "...Да на монастыре же церковь каменна же об одном верху Иоанна Списателя лествицы подписана со стенным же письмом; а в церкви гробница преподобного старца Ферапонта обложена оловом, позолочена, на верхней цке написан образ Ферапонта чудотворца; да в церкви же двери царские, сень и столбцы на красках, а над царскими дверьми деясус стоячей шесть образов на золоте, да местных образов на правой стороне от царских дверей образ Иоанна Списателя лествицы с деяньем на золоте; да на левой стороне от царских дверей образ Пречистой Богородицы Одигитрия на золоте, да на тябле образов образ мученика Христова Терентия, да, мученицы Христовы Неонилы на золоте. Образ Иакова и Исаия, и Леонтья, Игнатия, Аврамья Ростовских чудотворцев на золоте, образ Николы чудотворца на золоте, образ Иоанна Списателя лествицы да преподобного Ферапонта на золоте. Да в алтаре на престоле Евангелие в полдест на бумаге оболочено камкою черною, распятие и евангелисты меленые, да в церкви же на тябле обозов образ Беседа Иоасафа царя с преподобным с Варлаамом; образ О Тебе радуется; образ Рождество Христво, да три образа деясус, образ Спаса Вседержителя да образ Пречистая Богородицы, да образ Иоанна Предтечи; образ Хвалите Господа с небес, образ Покров Пречистая Богородицы, образ Пятницы Христовы мученицы, да в церкви же два паникадила, одно ценянное не велико, обложено оловом, а на нем четыре шенданца не велики оловянные, кисти и шелк червчат; да паникадило деревянное, а на нем семь шенданов, яблоко деревянное золочено, кисть шелк червчат; да две свечи поставных...".

По мнению профессора Российской академии живописи ваяния и зодчества Виноградовой Т.В. церковь преподобного Иоанна Лествичника могла выглядеть следующим образом: "Для того чтобы представить, как могла выглядеть церковь Иоанна Лествичника, надо вспомнить, что она была построена, вероятно, над гробницей преподобного Ферапонта, над которой до этого, вероятно, была устроена деревянная сень. Но после строительства нового грандиозного собора "святыня монастыря" "потерялась". И при строительстве церкви над ней строители хотели как-то подчеркнуть значение святыни для монастыря, и церковь была построена шатровой. Во-вторых, как известно, в середине 16 века именно каменное шатровое зодчество получило на Руси широкое распространение. И в-третьих, в пользу шатровой церкви говорит тот факт, что в Ферапонтовом монастыре над гробницей преподобного Мартиниана в 1640 году строят тоже шатровую церковь. А в композиции и устройстве этих двух монастырей очень много сходного. Церковь преподобного Мартиниана в Ферапонтове сохранилась до наших дней, и можно предположить, что она была построена по образцу церкви Иоанна Лествичника можайского монастыря. Так что теперь есть основания предполагать, что церковь Иоанна Лествичника была очень похожа на церковь преподобного Мартиниана".

Лужецкий монастырь сильно пострадал в Смутное время. В документе "Сотная грамота Лужецкому монастырю на вотчины его и опись его от 1627 г." в первый раз встречается указание на бедственное состояние Лужецкого монастыря, в какое он был приведен в так называемое "смутное время" и в литовское нашествие в 1605 и 1619 годах. Из него мы узнаем, что даже и по прошествии восьми лет после Литовского нашествия, монастырь сей был в таком виде: служба могла совершаться только "в одной соборной церкви, а те все церкви разорены и кровли обожжены", но и в соборной много похищено, особенно оклады икон, и сосуды священные и вся утварь церковная; "в каменном храме Иоанна Списателя лествицы, где положены мощи преподобного нашего Ферапонта, престол разорен, паникадило ценинное - похищено; гроб преподобного Ферапонта сохранился целым, "в ризнице остались сосуды только деревянные, каких прежде не было, а металлические все похищены: из облачений остались больше холщовые, а пелены и завесы царских дверей выбойчатые; книг осталось самое малое число". В 1627 г. богослужение совершалось только в соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы. Когда было возобновлено служение в церкви преподобного Иоанна Лествичника, - сказать трудно.

30.03.1634 г. князь Дмитрий Михайлович Пожарский пожертвовал в храм покров на гроб преподобного и церковное облачение. Пожертвованные с 1640 г. по 1655 г. деньги на возобновление храма преподобного Иоанна Лествичника (более 300 р.), дали возможность монастырю исправить и благоукрасить этот храм. В 1681 г. в храм пожертвована икона, которая с 1720-х годов была местною в иконостасе церкви Преподобного Ферапонта и находилась с левой стороны царских врат. Это Чудотворная "Страстная" икона Божией Матери. Она была пожертвована 30.06.1681 г. помещиками Рузского уезда Аксаковыми на вечное родовое их поминовение. На оборотной стороне иконы есть надпись: "(7189-1681) году июня в 30 день дали вкладу в дом Пречистыя Богородицы в Лужецкий монастырь. Рузского уезда Петр Иванов сын Аксаков с братом, образ Пречистыя Богородицы Страстныя, обложен серебром резным, позолочен, у образа Пречистыя Богородицы венец и корона и Пресвятаго Младенца венец серебряные, дано при архимандрите Антонии". В описи же за 1692 г. о ней сказано, что образ Пречистыя Богородицы Страстныя осмилистовый, а поставил за вклад Иван Александров сын Аксаков с детьми, с Петром да Афанасием Аксаковыми"... Предание гласит про образ этот чудотворный образ, что пред ним в период мировых поветрий общенародно служились молебны о прекращении ужасной эпидемии и Небесная Милосердная Мать у Престола Всемогущего Бога молящаяся непрестанно и о всех нас, подавала чудесные знамения благодатной помощи, в этих случаях язва прекращалась.

Переименование храма произошло при следующих обстоятельствах. В октябре 1717 г. в монастыре произошел "огненный пожог". В церкви преподобного Иоанна Лествичника из-за него был разобран и вынесен иконостас, и произошло много повреждений. В 1718 г. "...При необходимости возобновлять после пожара церковь Иоанна Лествичника, предположено было устроить при ней придел во имя преподобного Ферапонта, и для этого был сделан сбор по усердствующим чтителям сего чудотворца, но предположение это осталось без исполнения". В 1723 г., на собранные ранее деньги, храм был исправлен и вместо пристройки к нему придела во имя преподобного Ферапонта самая церковь переименована во имя сего чудотворца так как придел в самой церкви по ее тесноте, устроить было невозможно, а на приложение особых стен для него не было средств, между тем. как исправление самой церкви довести до конца после пожара (в 1717 г.) было необходимо и на то были уже собраны деньги, хранившиеся на сей предмет в ризнице.

03.10.1745 г. преосвященный Серапион, викарий Переяславский освятил антиминс для церкви преподобного Ферапонта, но к 1752 г. она сильно обветшала и в 1752 г. была разобрана до основания, в 1752-53 гг. была построена вновь вчерне, а в 1755 г. была отделана внутренность церкви и 26 мая церковь была освящена. О том, каков был нововыстроенный храм, дает представление выдержка из "Описи имущества монастыря" за 1764 г. Видимо, эта перестройка была не очень удачной, потому, что в "Описании монастыря N 3 за 1784 г. говорится, что "...церковь преподобного Ферапонта - вся расщелилась и к падению клонится", - и это несмотря на то, что в 1780 г. были заделаны трещины в стенах восьмерика и исправлены 2 деревянные стены при входе в церковь. 10.06.1768 г. в Лужецком монастыре скончался настоятель монастыря архимандрит Евфимий, завещавший положить себя в заготовленном им дубовом гробе и похоронить при входе в новую паперть храма преподобного Ферапонта, что и было исполнено. Кроме него в 1900 г. при храме, у северной стены крытой паперти, похоронен другой настоятель монастыря - архимандрит Макарий, скончавшийся на 70-м году своей жизни. Могила его была огорожена железной решеткой и обозначена каменной плитой, перед могилой у восточной стены было поставлено живописное распятие, перед которым горела неугасимая лампада.

В декабре 1810 г. Елизавета Петровна Савелова сделала заявление о пожертвовании ею на поминовение мужа, похороненного под колокольнею Лужецкого монастыря. 5000 руб. в пользу церкви преподобного Ферапонта, для служения в ней ранних литургий заупокойных, а для удобства совершать их круглый год назначено ею же еще 1000 руб. на устроение сей церкви теплою, но последнее желание вкладчицы не состоялось почему-то в то время, и только в 1855 г. было получено разрешение устроить теплую церковь преподобного Ферапонта и с этого года по 1858 г., произведено в ней следующее изменение: свободное узкое пространство между соборною и преподобническою церковью загорожено каменными стенками с восточной и с западной стороны, в стене восточной сделаны два окна, а с западной - два полу окна и одна дверь, пространство это покрыто крышей и потолком, и обращено в притвор при церкви преподобного; из него для отопления сей церкви устроены пол полом печь и трубы духовые; прежняя входная дверь в церковь заложена кирпичом, и такая же дверь из паперти соборной церкви тоже заложена кирпичом, - а ход в преподобническую церковь сделан в новом притворе, у которого снаружи устроено крыльцо с каменными ступенями и колоннами, крытое железом в 1876 г.

Церковь преподобного Ферапонта сделана теплой (хотя и не вполне) посредством устройства каменной и железной печей, стены окрашены краскою на масле. До войны 1812 г. в церкви успели возобновить иконостас, о чем имеется надпись на самом иконостасе, где на иконе Пресвятой Троицы сказано: "иконостас писан трудами Власа Истомина 1811 лета декабря". В 1812 г., когда французы захватили Можайск, в Лужецком монастыре разместился вестфальский корпус маршала Жюно, превративший церковь преподобного в столярную. О состоянии церкви после оставления монастыря французами казначей Иоасаф докладывал следующее: "церковь преподобного Ферапонта цела. Престол и жертвенник не найдены; иконостас и святые иконы целы и невреждены. Балдахин над ракою преподобного Ферапонта цела и невреждена, токмо образ преподобного Ферапонта. который лежал на раке, не найден. Братия монастыря во главе с казначеем Иоасафом энергично взялась за восстановление монастыря, и через месяц после возвращения братии в монастырь церковь преподобного Ферапонта была готова к полному освящению, на что 23.12 было получено благословение правящего архиерея. После ухода французов весь монастырь был завален трупами лошадей. Более того, обитель чуть не взлетела на воздух: на прощание наполеоновские солдаты раскидали по ней мешки с порохом и подожгли соборный иконостас с древними иконами, но подвиг монастырского служителя Ивана Матвеева, который, рискуя жизнью, разбросал мешки с порохом и предотвратил взрыв, спас монастырь от разрушения.

При подготовке к приезду в 1837 г. Государя - Наследника Александра Николаевича (будущего императора Александра II) в Лужецком монастыре были сделаны серьезные переделки: "...В церкви преподобного Ферапонта иконостас исправлен позолотою и окраскою, также исправлен балдахин над ракою преподобного, исправлено стенное писание, устроены вновь и окрашены два клироса, наружные стены окрашены желтою краскою на воде; стены внутренние исправлены штукатуркою и расписаны рамы в окнах, сделаны створчатые и вставлены решетки железные, дверь входа створчатая. новая (вместо однопольной, простой) и устроена новая рака над мощами преподобного Ферапонта - медная, посеребренная, с кратким Житием преподобного и тропарем, а на раке, на икону преподобного серебряная риза с золоченым венцом; устроено снаружи крыльцо с колоннами и ступенями". 23.07.1837 г. Лужецкий монастырь посетил будущий император Александр II. Об этом посещении казначей Лужецкий Мефодий так доносил его высокопреосвященству: "Его Императорское Высочество Государь Наследник, на возвратном пути из села Бородина 23-го сего месяца (июля 1837 г.) в б-м часу пополудни, соизволил посетить Лужецкий монастырь, где Его Высочество встречен мною с братиею по чиноположению, на паперти, со звоном; в соборе по выслушании ектиньи и многолетия, Его Императорское Высочество, приложась ко кресту изволил отправиться в церковь преподобного Ферапонта. куда предшествовал я со крестом соборно; в сей церкви Его Императорское Высочество прикладывался к раке преподобного Ферапонта; на выходе из церкви изволил опять приложиться ко кресту и отправиться из монастыря в путь в вожделенном здравии".

В 1871 г. был устроен иконостас и святой престол в новом приделе церкви преподобного Ферапонта. во имя Усекновения Главы Предтечевой. Местною же храмовою иконою избрана икона Главы Предтечевой, сохранившаяся с лицевой стороны совершенно целою, в 1812 году, тогда как в то же время задняя сторона ее изрублена весьма часто и глубоко. В память чудесного сохранения этой иконы и был освящен придел в сентябре 1871 г. епископом Можайским Игнатием. В 1875 г. жертвенник этого придела провалился в подлазную яму, засыпанную на следующий год. (По поводу этого подлаза можайский краевед В.И. Горохов через много лет замечает следующее: "...Подлаз, вероятно, шел от соборной церкви, не это ли тот подземный ход, которым в 1941 г. пытались спастись заключенные в монастыре пленные красноармейцы, но, не успев найти выхода, были застигнуты и погибли; рассказ об этом я слышал от одного из работников местной милиции..."). В 1874 г. настоятелем Лужецкого монастыря стал архимандрит Дионисий (Виноградов). Он многое сделал для украшения церкви Преподобного и прославления его имени и, в основном, его трудами храм приобрел тот вид, в котором встретил XX век, а затем и страшный 1917 год.

В начале XX века современники так описывали церковь преподобного Ферапонта: "...небольшая, каменная, тесно примыкающая с северной стороны к Соборному храму, теплая, о двух престолах церковь с изящным вызолоченным и с резьбою трехъярусным иконостасом с обилием святых икон, украшенных среброзлащенными ризами. С левой стороны царских врат находится чудотворная икона Божией Матери "Страстная", а в иконостасе придельного храма - тоже слева от царских врат - местночтимый святого Иоанна Крестителя, пострадавший с тыльной стороны в 1812 г. от французов. Главная святыня и храма и монастыря - мощи преподобного Ферапонта, находящиеся под спудом. Над ними у самой южной стены установлена весьма простая медно-посеребренная четырехугольная рака, а над нею металлическая сень с позолотою. Такой встретила церковь преподобного Ферапонта приход к власти в России большевиков. В 1922 г. Лужецкий монастырь закрыли. В 1926 г., в год 500-летия преставления преподобного Ферапонта, в монастыре еще шла подготовка ко дню его памяти: на Соборе Рождества Пресвятой Богородицы красили медянкою крыши, а в церкви преподобного Ферапонта инокини Спасо-Бородинского монастыря чистили образа и утварь. Но уже в 1928 г. церковь начали разбирать, и к 1930 году она была разрушена. На ее месте, использовав частично ее стены, было устроено производственное помещение и сделаны фундаменты под станки.

В годы Отечественной войны вблизи монастыря проходили ожесточенные бои. Рядом с собором установлен иссеченный пулями и осколками крест, находившийся на одном из куполов храма. В 1998 г. было расчищено место, на котором стояла церковь преподобного Ферапонта, а 26 мая 1999 г. были обретены нетленные мощи преподобного Ферапонта, более 570 лет пролежавшие под спудом в храме его имени. Собор Рождества Богородицы выстроен из кирпича в формах, характерных для эпохи Ивана Грозного. Раньше его окружали двухъярусные галереи, которые были позднее разобраны. При реставрации 1960-х гг. были так же разобраны все храмовые пристройки и проведён ряд работ по восстановлению первоначального облика здания. Окружающая комплекс кирпичная ограда имеет четыре угловые круглые башни, и носит характер глухой невысокой стены.

В начале XX в. в монастыре было 4 храма: собор Рождества Богородицы (пер. пол. XVI в.); храм во имя св. Ферапонта (XVI в.); Введенская церковь с трапезной (пер. пол. XVI в.); церковь Преображения (1547 г.) над Святыми вратами. А также колокольня (1673-1692), с колокольной палаткой - усыпальницей Савеловых, родственников Патриарха Иоакима, на вклад которого и была сооружена колокольня, кельи (1681-1692, 1814; ограда с башнями (1681-1692, 1761-1768).

Мужской Лужецкий монастырь возрожден в апреле 1993 г. Первоначально он имел статус ставропигиального, но в 1994 г. был передан в Московскую епархию. В г. Дмитрове находится подворье монастыря в Сретенском храме.



Лужецкий Богородицкий монастырь, 2 класса, близ города Можайска, на берегу реки Москвы, называемом Лужки. Основан в 1408 году пр. Ферапонтом (см. 27 мая), на средства князя можайского Андрея Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. В 1617 году монастырь был разорен поляками, в 1812 году французами. Над почивающими здесь мощами пр. Ферапонта устроено медное посеребренное надгробие.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».



Можайскій уездъ. Можайскій-Лужецкій Ферапонтовъ 2-го класса необщежительный мужской монастырь, на прав. берегу р. Москвы, въ 1,5 в. отъ уездн. г. Можайска (станція Московско-Брестской жел. дороги). Основанъ въ 1408 г. преподоб. Ферапонтомъ (†27 мая 1426 г.) по желанію и на иждивеніе кн. Андрея Димитр. Можайскаго (род. 1382 г., †1432), щедротами котораго былъ построенъ каменный храмъ въ честь Рождества Богородицы. Монастырь былъ опустошаемъ литовцами и поляками въ 1617 г., когда польскій королевичъ Владиславъ, на пути въ Москву, пытался овладеть г. Можайскомъ, а въ 1812 г. французами.

Храмовъ при монастыре четыре каменныхъ: 1) во имя Рождества Христова; 2) во имя св. Ферапонта, построенъ въ XVI в., теплый, съ приделомъ во имя Усекновенія главы св. Іоанна Крестителя; 3) въ честь Введенія во храмъ Пр. Богородицы (существовалъ уже въ 1547 г.); 4) надъ древними св. воротами, во имя Преображенія Господня.

Вне монастыря, при ручейке Исавицы, деревянная часовня надъ родникомъ, назыв.колодцемъ преп. Ферапонта. Въ храме преп. Ферапонта у правой стены подъ спудомъ покоятся мощи пр. Ферапонта; сверху медное, посеребренное надгробіе. Въ ограде монастыря погребенъ настоят. монастыря, архим.Митрофанъ 2-й. Замучен поляками въ 1617 г. Mонастырь владеетъ 37 дес. земли и получаетъ изъ казны 1249 руб. 7 коп. Архимандритъ. Монаховъ и послушниковъ 26.

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908, изд. Ступина А.Д., стр.483-484